1957-2001
Герой Российской Федерации (9.07.2002), заслуженный лётчик-испытатель РФ (18.12.1997), старший лейтенант.
Родился 14 апреля 1957 года в городе Иркутск.
В армии с 1974. В 1978 окончил Качинское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1985 — в запасе.
В 1986 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С июля 1986 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ, инструктор ШЛИ.
Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях и тяжёлых самолётах по тематике института.
В начале 90-х в ЛИИ образовались две пилотажные группы «Летчики-испытатели» — на МиГ-29 (два 9-13, С.Н.Тресвятский — А.Г.Бесчастнов) и на Су-27 (пара А.Н.Квочур на Су-27П — В.А.Логиновский на Су-27УБ). В 1993 в составе пары МиГ-29 (борта №8 и №26) Бесчастнов выступал на авиашоу CIAF 1993, Градец Кралове, Чехия. Через неделю — 24 июля, эта пара выступила на авиашоу в честь 75-летия британских ВВС.
Во время выполнения комплекса высшего пилотажа на авиабазе Фэйрфорд (Великобритания) произошло столкновение в воздухе двух МиГ-29.
…Программа показательного полёта подходила к концу и, выполняя двойную петлю, пилоты не рассчитали точку сближения в нижней её части и самолёт Тресвятского ударил крылом по закабинной части фюзеляжа самолёта Бесчастнова. После чего самолёт Тресвятского потерял консоль крыла, а самолёт Бесчастнова переломился на две части и сильно загорелся. Оба пилота вынуждены были немедленно катапультироваться. Тресвятский успел оценить, что самолет, потерявший управление, падает за пределы аэродрома. Бесчастнову же ничего не оставалось как покинуть сильно поврежденную кабину через 3 секунды после столкновения. Обоим пилотам удалось благополучно покинуть самолёты и опуститься на парашюте. Самолёт Тресвятского упал в нескольких километрах от аэродрома на поле, а горящий МиГ-29 Бесчастнова упал на территорию аэродрома с реальной угрозой для жизни стоящих внизу людей, но к счастью ни кто не пострадал.
Оба пилота остались целы несмотря на всю серьёзность столкновения и были выписаны из больницы через два дня. Летчиков признали виновными в катастрофе и потом долго не допускали к полетам.
Только через несколько лет Александр Бесчастнов смог доказать, что его списывать рано.
Участвовал в испытаниях М-55. В 1997-99 гг. выполнял полеты на М-55 «Геофизика» по международным программам исследования верхних слоев атмосферы. Cовершил сложнейшие перелеты, в том числе в Аргентину, на Сейшельские острова. В одном из перелетов на М-55 Александр Бесчастнов, пересекая одну из стран Ближнего Востока, получив команду на посадку в этой стране, не выполнил ее и продолжил полет по маршруту, а истребители, поднятые по тревоге, не успели справиться с задачей перехвата.
Осенью 2000 г. в ЛИИ вместе с летчиком-испытателем Героем России А.Ю.Гарнаевым участвовал в проведении летного эксперимента в рамках расследования причин авиакатастрофы Як-40 9 марта в аэропорту Шереметьево-1, когда погибли журналист Артем Боровик и бизнесмен Зия Бажаев. С помощью летчиков-испытателей специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что Як-40 разбился по вине пилота и из-за халатности руководства компании «Вологодское авиапредприятие»: в целях экономии в компании практиковались взлеты с недовыпущенными закрылками.
Погиб 12 сентября 2001 года при выполнении испытательного полёта на М-101Т «Гжель».
«Гжель» поднялась в воздух около 16 часов. Это был очередной испытательный полет (предыдущий состоялся 6 сентября) по программе сертификации. Полет на максимальную скорость выполнялся по программе сертификации самолета. На высоте 1500 м при скорости 420 км/ч неожиданно началась сильная тряска. У «Гжели» задрался нос, и машина потеряла управление. Стало ясно, что падение самолета неизбежно, и летчики решили покинуть кабину с парашютами. Первым прыгнул Олег Щепетков. Позднее он говорил, что был уверен: Бесчастнов последует за ним. Однако командир экипажа так и не покинул самолет, хотя имел в запасе 45 секунд. Более того, Бесчастнов даже не попытался это сделать. Возможно, он, как и любой летчик-испытатель, до последнего момента надеялся совершить хотя бы аварийную посадку и спасти машину. Но при падении «Гжель» развалилась.
Летчик скончался на месте. У него остались жена и двое детей.
Щепетков при приземлении повредил спину и был госпитализирован, но его состояние не вызывает опасений у врачей.
Самолет потерпел аварию в восьми километрах от подмосковного аэродрома «Раменское». Машина принадлежала летно-испытательному институту имени Громова.
Расследование показало, что причиной разрушения руля высоты стал флаттер.
Александр Георгиевич жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в поселке Островцы Раменского района Московской области.
Награждён медалями.
9 июля 2002 года А.Г.Бесчастнову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Под Москвой разбился самолет «Гжель», погиб пилот / Авиабаза =KRON= /
- Столкновение двух МиГ-29 на авиашоу
- Высотный самолет М-55 «ГЕОФИЗИКА» / AviaPort.Ru /
- В бой идут одни старики… / Жуковские Вести /
- Прощаясь с Сашей Бесчастновым… / А.Ю.Гарнаев /
- 50 лет Александра Бесчастнова