Чайченко Сергей Викторович

1953-2002

С.В.Чайченко

С.В.Чайченко

Летчик-испытатель 1 класса.
Родился 16 декабря 1953 года.
С 1971 года — в армии. В 1975 году окончил Барнаульское ВВАУЛ. С 1978 – в запасе.
В 1979–1980 обучался в Школе летчиков-испытателей МАП СССР.
С 1980 – летчик-испытатель Харьковского авиазавода им. Ленинского комсомола (впоследствии – ХГАПП), где, подключившись к летным испытаниям серийных самолетов Ту-134 различных модификаций, быстро освоил полеты командиром экипажа, в сложных метеоусловиях и ночью. В дальнейшем испытывал всю гамму серийно строившихся на ХГАПП самолетов – Ан-72 и Ан-74 в различных модификациях, Ан-140.
С 1986 года, будучи назначен на должность заместителя начальника ЛИС по летной службе, организовывал и обеспечивал переучивание летного состава на новые самолеты Ан-72, Ан-74, освоение полетов на них в сложных метеоусловиях.
В 1991 году был допущен к международным полетам с ведением радиосвязи на английском языке. Летал для демонстрации самолетов постройки ХГАПП в Лаос, Тайвань, ОАЭ, Англию, Францию, Германию, Ирак, Болгарию, Польшу; в Иран летал более 20 раз, в том числе на самолете Ан-140 – 16 раз. Общий налет около 6600 часов, в том числе на самолете Ан-140 – 651 час.
Погиб 23 декабря 2002 года в авиакатастрофе на самолете Ан-140 бортовой номер UR-14003 при заходе на посадку на аэродром г.Исфахан (Иран) c экипажем, где командиром был назначен В.С.Анцибор. Этот трагически закончившийся столкновением с горой транспортный полет выполнялся летчиками-испытателями ХГАПП для доставки авиационной делегации СНГ к первому полету второго экземпляра Ан-140 лицензионной иранской постройки («Иран-140»).
Высокий профессионализм Сергея Викторовича был отмечен многочисленными поощрениями, ценными подарками. Среди наград – Почетная Грамота Кабинета Министров Украины, Грамота областной госадминистрации, премии за грамотные действия в испытательных полетах и многое другое. Гордость отечественной авиации и украинского самолетостроения, он был необычайно скромным человеком, его любили и уважали все, кто знал и общался с ним, за надежность, спокойный характер, отзывчивость.

Источники информации:

  • «Мы учим летать самолеты» / ШЛИ /
  • Пресс-релиз ХГАПП от 24.12.02 (avia.ru)
  • Катастрофа Ан-140 в Иране — 23 декабря 2002 года / БВВАУЛ /
  • Специальный выпуск газеты ХГАПП «За Батькiвщину» от 27.12.02 № 25-26

Помогали:

  • С.С.Еремин

9 responses to “Чайченко Сергей Викторович

  1. Т.Чайченко

    Благодарю всех,кто искренен в своих комментариях. Это неоценимая поддержка для всех семей погибших и лучшая память о них. И такие искренние комментарии еще будут,потому что есть еще ценители авиации, не пижоны неба,а настоящие его труженики. Низкий вам поклон и благодарность от всей души,пусть у вас все будет хорошо. Благодарю всех,кто не оставляет комментарии,понимая бесперспективность реализации своего желания ущипнуть неживого(информационный мир все равно разрушит любую ложь и на обломках самодурства напишут настоящие имена достойных, а не приписывающих себе заслуги мертвых). Благодарю и тех,кто этого не понимает (ком.от 10.01 может,его недостаточно ввели), за то,что помогают еще больше уважать профессионализм Чайченко. И через 14 лет после гибели не дает он покоя покусывавшим его при жизни. В эти пасхально-поминальные дни таким не успокоившимся желаю вспомнить Екклесиастово «псу живому лучше,нежели мертвому льву», успокоиться и заняться развитием своей личности. Чтобы увидев вас на другой стороне улицы, такие светлые люди, как бывший с Чайченко на одной волне Ефимов А.Я.(наверное,еще остались),переходили бы улицу для общения с вами, а не пробегали б мимо побыстрей. «Кто находится между живыми,тому есть еще надежда»… Цените данное вам время. После гибели экипажа 23.04.06 я подарила в летную комнату книгу с надписью,смысл которой понятен прочитавшему. Чайченко никогда никому не завидовал,ни на кого не обижался. У человека увлеченного нет времени на это. Хотелось еще что-то сделать в профессии, ему было интересно жить. И жить рядом с ним было интересно. Благодарю всех, кто понимает значение слова МЕМОРИАЛ, кто понимает трагичность 23 числа для авиазавода — 23.12.05 Баку АН140, кто помнит,какое мероприятие проводил завод в этот день… 23.04.06 Чад АН74-еще один экипаж… Как заметил один эксперт, общая цепочка для всех катастроф вырисовывается еще на уровне подготовки — лень одного, жадность другого, халатность третьего…. И как показывает практика, дольше всех страдают те,кто потерял близких в катастрофах,которые можно было предотвратить… Все,кто ушли от нас, живут в нас нашей любовью и светлой памятью.

  2. Чайченко Сергей Викторович перед всяким полетом приходил на ЛЭГ. К Ефимову Александру Яковлевичу..Александр Яковлевич Ефимов был инженер гордостью Союза.. Это его методики летных испытаний..Это его все расчеты…Мы потом летали по его расчетам.
    И Чайченко знал, кто был автором тех методик..

  3. Летал с Сергеевичем Викторовичем..Пилот .За его плечо в полете на Иранской машине заглядывал… Меня вводили…

  4. Василий Петрович

    Надежность, спокойствие, скромность, отзывчивость — как не хватает сейчас людей с такими замечательными качествами, как-то пусто без них… Не хватает Сергея! Он был похож на своего скромного, погибшего на фронте деда,и назван в его честь. И тоже погиб. И его вдове теперь только на бога полагаться, имея таких коллег мужа… Что происходит в авиации? Неужели пришло время молиться »да придет царствие твое», может оно что-то поменяет в людях когда придет?..

  5. Ю.И.Наливайко

    То время вспоминаю с теплотой. Когда Чайченко пришёл на завод,из испытателей были Петляков,Гришин,Доценко,Моисеев. А я — бортинженер-инструктор. Коллектив тогда был коллективом,и потом при Чайченко,когда он стал шеф-пилотом.С Сережей было приятно и легко работать, уважал труд всех. Уважал и помнил ветеранов,много фото с ним… Не хвастун,не брехун,что часто бывает с пилотами. Очень скромный,не распространялся, что он испытатель,и,вообще,такой крутой,а рассказать ему было что.Вот только 1 эпизод: перед моим выходом на пенсию мы попали в плохой случай,когда пришлось выключить двигатель,но спланировали удачно,ничего не повредив. Его скромность зашкаливала: в его присутствии другой летчик рассказывает о его случае как о своём, а Серёжа молчит. Я ещё пытался правду раскрыть,но Сергей считал,что в таком возрасте ценности или есть у человека или уже никогда не будут,поэтому не занимался перевоспитанием. Занимался работой, которую любил, знал, много изучал спец.литературы, грамотно делал рассчеты. Книги всегда покупал по 2 экземпляра — для лётной комнаты и для дома. Я даже и не знаю больше такого лётчика, чтоб столько всего изучал. Очень был ответственный и надежный. С ним было спокойно, когда он летел командиром. Ефимов А.Я., начальник ЛЭГ,был всегда доволен,как точно он выполнял задание и давал полный отчёт и дельные замечания по работе самолетных систем и оборудования. Он же был летчик-инженер-штурман по профессии,да ещё ШЛИ закончил. Да, жил работой и погиб на ней…Жаль, что таких испытателей рано вырывает из жизни и жаль,что его опыт некому было перенять. После его гибели уже не было аплодисментов на авиасалонах,где участвовал ХАЗ. Но пройдёт время и родина вспомнит, как говорится. А пока будем помнить мы, ветераны, как помнил нас он…

  6. Николаенко В.С.

    В 1980 г. на ХАЗе Сергея могли встретить Гришин,Доценко,Петляков и зам.по летной Моисеев(с 86г.-в Киеве,и Сергей назначен вм.него). Уважал их и жена даже похоронила его(еще отец Чайченко говорил) так,чтоб он был поближе к старой гвардии. Петляков Миша тоже на 13кладбище. Упомянутый же Ляшенко персонаж,физически не мог там быть(и иметь испыт.опыт). Журналист обязан см. Источ-ки инф-ции под статьей-ШЛИ выпуск 80г -они на одном фото. Сергея направляют на ХАЗ, а второго-на восток. И уже потом, Сергей уже встретил его на ХАЗе. Можно быть просто благодарной Чайченко за все хорошее и не омрачать память о нем втискиванием грешного к праведному. Слова на памятнике правильные. Это какбы его последнее обращение к остающимся жить коллегам. Смысл ясен всем, кто с глазами, а не счетчиком денег вм. них. Смысл: »парни, АВИАЦИЯ — это не брак по рассчету, это ПО ЛЮБВИ, полюбите эту опасную работу и все мелочное уйдет-жадность,зависть,хвастовство,ложь и пр.,что мешает наслаждаться процессом…. Если конечно вы хотите наслаждаться,а не тупо деньги зарабатывать.» Cергей-настоящий и человек,и летчик.Я уже жизнь прожил,знаю- ПРОФЕССИОН.навыки РЕАЛИЗУЮТСЯ только в соответствии с МОРАЛЬН.качествами. Поэтому помнят посадки Чайченко »вслепую» при песчан.буре в Иране,при тайфуне на Тайване,на мизерное плато в Пакистане(по ущелью,в 1м от крыла-горы),его мастерству аплодировали на авиасалоне(есть видео)и много еще чего. Хорошо б найти учебный ф-м по пилотажу с его участием для летчиков полка, где он служил в Черняховске, откуда уехал в ШЛИ,вот был бы подарок семье! Не все же отнимать(>70 т.руб.отобрал у вдовы засл.л-исп.России пол-к Кузнецов Э.С.,1939 г.р.-проверить бы, как он звания получил, может царь-не настоящий?) Так что в этом году она уже не сможет быть на МАКСе,кот. посещала с самого его создания вместе с Сергеем и потом без него. Любовь к авиации у них общая.И многие качества: она тоже умеет держать удар,и своих не бросает(до конца была со свекром в его болезнях),и скромная,и юмор понимает.И еще вера помогает ей с оптимизмом см.в будущее,ни на кого не надеясь.А как иначе,если вокруг-самодурство… Возлагаем цветы в годовщину и сами себе нравимся,какие мы помнящие. А вдова пусть убирает их. А не будет сил убрать, пусть заплатит рабочим кладбища,чтоб они убрали наши окурки,пласт.стаканы,завядшие цветы. А мы »пилоты» и на помин души тем же рабочим бутылку с закусью не оставим, и не позвоним узнать , КАК живет семья без кормильца-не »пилотское» это дело… Сами заняты-женам поручите! Чайченко помнил всех, звонил, помогал. Широкой души был летчик! Закончу словами песни Высоцкого: «жжет нас память и мучает совесть — у кого, у кого она есть!»

  7. Александра Ляшенко

    С Сережей Чайченко я была знакома с первых дней его работы на Харьковском авиазаводе. Однажды я по служебным делам сидела в кабинете гендиректора Б.А. Хохлова, и вдруг раздался звонок из Министерства авиационной промышленности. Сообщили, что к нам направлен летчик-испытатель Чайченко, попросили, чтобы Хохлов его принял. Через какое-то время в кабинет несмело заглянул молодой человек лет 27-ми, худенький, невысокого роста, стройный, симпатичный.
    — Так это вы и есть – Чайченко? – удивленно спросил Борис Алексеевич.
    Удивленно потому, что наши летчики-испытатели – Ф.Ф.Доценко, А.И.Грищин, В.П.Самодуров и др. – были солидные мужчины, некоторые прошли горнило Великой Отечественной войны, высокого роста, коренастые, закаленные многолетней испытательной работой. Хохлов приветливо принял Чайченко, пожелал ему успешной работы.
    И Сережа начал работать. Испытывал самолеты Туполева. Поближе я с ним познакомилась, когда он уже испытывал антоновские самолеты. Как главный редактор заводской газеты, часто бывала на ЛИСе, общалась и хорошо знала все экипажи. Много разговаривала с летчиками и в неофициальной обстановке.
    С теплотой вспоминаю такие моменты, когда Сережа прилетал из очередной загранкомандировки, звонил и спрашивал: «вы на месте, можно я подойду?» И приносил мне какой-нибудь маленький сувенирчик. Мне было так приятно его внимание…
    Сергей Викторович по характеру отличался от всех летчиков-испытателей – весельчаков, балагуров, шутников, не прочь пропустить рюмочку «горькой» (конечно в нерабочее время), шумно поучаствовать в обсуждении испытательных будней и летных происшествий. Сережа присутствовал при этом, но такого бурного участия не проявлял. Он тихонько сидел, улыбался, слушая товарищей, и молчал. О его высоком профессиональном мастерстве знал весь завод – от рабочего до директора, и конечно же его коллег-испытателей: летчиков, штурманов, инженеров, среди которых авторитет Чайченко был непоколебимым.
    Весть об авиакатастрофе Ан-140, в которой погиб Сергей, потрясла весь коллектив завода. Знавшие его люди уверены, что если бы командиром экипажа был Чайченко – этого бы не случилось. Провожать погибших пришли тысячи людей…
    Одним словом, я хотела бы о нем сказать те же слова, что в своем комментарии написала Н.Д.Волкова: «Сережа – светлый, чрезвычайно порядочный, глубоко нравственный человек, гордость нашей авиации». И добавить от себя – такие встречаются очень редко.
    Да будет ему светлая память и вечный покой!

  8. Волкова Н.Д.

    Сережа-светлый,чрезвычайно порядочный,глубоко нравственный человек,гордость нашей авиации. Я познакомилась с ним в 1998г. на празднике День ХАИ. У нас в ХАИ ежегодно в последнюю субботу мая праздник всех выпускников. На стадионе фееричное шоу. В тот год талантливейший пилот,пролетая в честь праздника над стадионом,выполнил поразительный пилотаж,включая »бочку»,и это на AН-74.Все были поражены такому мастерству.Когда проходило праздничное торжество в актовом зале,представитель КБ Антонова восторгался мастерством пилота,а ректор сказал:»Этот пилот сейчас в зале,это Сережа Чайченко». Я не могла не подойти к нему.Этот скромный,очень добрый человек произвел на меня сильное впечатление и я спросила:»У вас есть сын? Пусть приходит к нам». На следующий день Сережа привел сына Виталия в лицей,который он закончил в 2001г. Вечная память и вечная слава таким скромным и любящим свое дело Героям-профессионалам,как Сережа Чайченко. Директор Аэрокосмического лицея,профессор ХАИ Н.Д.Волкова

  9. Михаил Юрьев

    На Харьковском мемориале Славы, что в лесопарке я познакомился с ветераном ВВС полковником в отставке Чайченко Виктором Сергеевичем, который активно помогал в деятельности общественной организации по увековечению памяти Маршала Жукова Г.К., затем встречался с ним на других мероприятиях, это был боевой офицер, что называется до мозга костей Лётчик, работал над историей авиации, говорил надо хоть каккой-то след оставить.
    В 2003 году в День Победы я встретил Чайченко В.С. у памятника Маршалу Жукову в Харькове на проспекте Жукова и увидел, что он сильно «сдал»… Он только и сказал: «Серёжа погиб…» А спустя год-два дошел слух, что и он умер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *