Андронов Анатолий Васильевич

род.1951

А.В.Андронов

А.В.Андронов

Герой Российской Федерации (16.01.1998), заслуженный военный лётчик РФ, лётчик-испытатель 1-го класса, полковник (17.08.1988).
Родился 13 марта 1951 года в городе Щёлково Московской области. Русский. Из семьи офицера, полковника, участника Великой Отечественной войны. В 1962 году семья переехала по новому месту службы отца в город Ахтубинск Астраханской области. Окончил среднюю школу № 6 в Ахтубинске в 1968 году.
В армии с 1968 года. В 1972 окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Направлен в отдельный смешанный авиационный полк ГК НИИ ВВС.
В 1981 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС (Ахтубинск), в 1981 году – заочно окончил Московский авиационный институт имени С.Орджоникидзе.
С февраля 1982 года — лётчик-испытатель 1-й авиационно-испытательной эскадрильи; с декабря 1986 года — заместитель командира этой эскадрильи; с января 1990 года — командир этой эскадрильи; с апреля 1991 года — заместитель начальника 4-го научно-испытательного управления; с сентября 1992 года — начальник 4-го научно-испытательного управления; с апреля 1997 года — заместитель начальника Испытательного центра (аэродром Чкаловский). В качестве ведущего лётчика-испытателя проводил государственные летные испытания тяжелого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрия» (крупнейший в мире транспортный самолёт), воздушного реанимационно-анестезиологического комплекса Ил-76МД «Скальпель», воздушного пункта управления войсками Ил-86-65с, спортивно-акробатического самолёта Су-26, оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70.
За период лётно-испытательной работы совершил 1478 испытательных полётов, освоил свыше 40 типов самолётов, в том числе Ан-12, Ан-22, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-32, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ан-225, Ил-14, Ил-18, Ил-76, Ил-80, Ил-82, Ил-86, Ту-16, Ту-104, Ту-134, Ту-154, Як-
40, Як-50, Як-52, Як-55, Л-29, Л-39, МиГ-21, Л-410, Су-26. Общий налёт составляет 7300 часов. Выполнил свыше 60 испытательных работ.
В мае-июне 1980 года выполнял полеты в Афганистан в целях обеспечения испытаний опытной авиационной техники в боевых условиях и выполнения специальных заданий командования.
На Ан-124 «Руслан» установил 7 мировых и 10 всесоюзных авиационных рекордов. В декабре 1990 года в составе второго сменного экипажа произвёл на Ан-124 кругосветный перелёт по меридиану через Северный и Южный полюса Земли за 72 часа 26 минут.
В начале 1990-х годов совершил на Ан-124 шесть полётов в Заполярье, производя посадки на грунтовый аэродром Теннеле, имеющего грунтовую взлётно-посадочную полосу длиной в 1600 метров (для взлёта Ан-124 необходима бетонная полоса в 3000 метров) для вывоза запасов оловянного концентрата на Новосибирский оловокомбинат (вывоз обычно принятым речным способом в тот год был невозможен из-за паралича речного транспорта в Сибири). По действиям Андронова в этих полётах была написана новая методика для пилотов военно-транспортной авиации при полётах в условиях Арктики и на грунтовые аэродромы.
Участник ряда советских Антарктических экспедиций. В 1991 году при взлёте в аэропорту Кейптауна (ЮАР) при взлётном пробеге лопнул масляный трубопровод перегруженного Ил-76. В таких случаях лётчик обязан немедленно остановить машину, но этого делать было нельзя из-за отсутствия достаточной длины полосы. В чрезвычайной ситуации Андронов сумел поднять в воздух повреждённую машину, выработал за 3 часа топливо и мастерски посадил на том же самом аэродроме. Несколько раз летал на советскую антарктическую станцию «Восток» в центральную часть Антарктиды, сбрасывая полярникам контейнеры с продуктами и оборудованием.
В 1995–1997 годах – один из ведущих испытателей российско-украинского среднего военно-транспортного самолёта Ан-70. Во время испытательного полёта 24 апреля 1997 года в воздухе на Ан-70 № 01-02 произошло отключение автоматических систем управления самолётом. Совместно с командиром экипажа А.В.Галуненко Андронов произвёл посадку с использованием системы гидродистанционного управления, на которой никто в СССР и в постсоветских странах никогда не садился. Единственный экземпляр нового самолёта был спасён.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники, полковнику А.В.Андронову указом Президента Российской Федерации №47 от 16 января 1998 года присвоено звание Героя российской федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 430).
С 31 августа 2001 года — в запасе.
Живёт в городе Щёлково Московской области. Окончил Российскую академию государственной службы при Президенте России в 2001 году. В настоящее время работает в Испытательном центре: ведущий инженер по испытаниям, старший научный сотрудник. С 2009 года — депутат Щелковского районного совета депутатов от партии «Единая Россия», председатель комиссии по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения. Активно занимается общественной деятельностью, член правления и помощник заместителя председателя Клуба Героев и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области.
Кандидат технических наук (16.10.2014).
Награждён орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й (6.08.1991) и 3-й (3.03.1987) степеней, орденом «За военные заслуги» (20.07.1996), орденом «За мужество» III степени (Украина, 20.09.1997), медалями.

Источники информации:

9 комментариев

  1. СПАСИБО ЗЕМЛЯКАМ. Я ЖИТЕЛЬ-ЩЕЛКОВО-3.ШКОЛА-12. В 80-м-ОКОНЧИЛ-БВВАУЛ. СЛУЖИЛ-МИНСК,КАБУЛ. НАЛЕТАЛ-4500Ч. СОВЕРШИЛИ ЭКИПАЖЕМ-450 БОЕВЫХ ВЫЛЕТА. С МАЙСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ ВАС!

  2. Ахметшин Шамиль выпуск 1972года:

    Анатолий, горжусь тобой, молодцы!Сам служил в БВВАУЛ, Респулика Куба, Афганистан. Закончил службу начальником ЛИС. Облетывал отремонтированную технику.В настоящее время начальник службы логистики «Оренбургских авиалиний».Ура выпускникам БВВАУЛ!Ахметшин Шамиль.

  3. Ведущий инженер:

    Анатолий, некрасиво вводить в заблуждение народ. При полете 24 апреля 1997 года, когда произошел отказ системы управления на самолете Ан-70 командиром экипажа был Галуненко А.В. а ты был помощником командира экипажа. И посадку существил командир а не ты. И об этом ведь всем известно. Так что не приписывай себе чужих заслуг.

  4. Вот мнение А.В.Галуненко:

    Во время испытательного полета 24 апреля 1997 г. на самолете Ан-70 на высоте 2000 м произошел отказ четырежды резервированной системы управления самолетом, что привело к неуправляемому энергичному снижению. На принятие решения у меня как командира времени было очень мало. Переход на аварийную систему гидродистанционного управления, восстановил управляемость самолета, но так еще никто и никогда в СССР и постсоветских странах не садился. Весь экипаж, 5 человек, работал четко и слаженно, поэтому машину и себя спасли.

    — А Героем вы стали почти 2,5 года спустя. Отчего так долго?

    — В Украине в 1997 г. еще не было такого звания, поэтому меня и второго пилота — россиянина Анатолия Андронова — представили к Герою России. Ему присвоили, а мне, как иностранцу, отказали, мол, не положено, но дали орден Дружбы.

  5. Илья:

    Аэродром в Якутии, на который летали Ан-124, называется Тенкели.

  6. Татьяна:

    А этот аэродром находился в поселке Тенкели Усть-Янского района (Якутия) — заполярье (моя родина) на момент проведения испытания данный поселок уже был закрыт , и в нем проживало менее 2-х десятков человек. Данная полоса с середины 80-х использовалась как узловая для посадки Ил-76, а позже для испытания Ан-124. Весть большой груз, доставляемый на крайний север привозили в Тенкели, а уж отсюда — на другом авиатранспорте развозили в другие города и поселки заполярья. Я горжусь тем, что родилась и жила 14 лет в этом маленьком (население максимально составляло менее 5000 человек)поселке на краю земли!

  7. В связи с катастрофой Ту-154 в г.Сочи случайно увидел на ТВ Андронова Анатолия в качестве эксперта. В далёком 1969г я был инструктором в БВВАУЛ на самолёте Л-29 и у меня в экипаже был то же Андронов Анатолий Васильевич. Прошло много лет, возможно я ошибаюсь , но приятно видеть героя России , «похожего» на бывшего курсанта Андронова.

  8. Виктор:

    И то, что экипаж Ан-70 №01-02 вообще вернулся из своего 1-го полета 24 апреля 1997 года — заслуга прежде всего бортинженера Володи Чепиля.
    Когда тангаж уже перевалил за -30град, а Галуненко с Андроновым упёрли штурвалы в животы и только растерянно озирались по сторонам, не издавая ни звука, именно Володя сообразил, в чём отказ и перевел ЭДСУ на резервную «гидромеханику». Да, заброс по тангажу был под +20, по перегрузке — под +4 единицы, но самолет-то — КВП, потому и выдержал без последствий.
    А Галуненко вообще сделал все, чтобы быть назначенным в этот экипаж волевым решением Петра Балабуева — вместо Анатолия Хрустицкого. И было это некрасиво, но Хрустицкий нашел слова, чтобы ЕГО экипаж не учинял бузу.
    Так-то.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *