Иванов Михаил Иванович

1910-1948

М.И.Иванов (1947 г.)

М.И.Иванов

Герой Советского Союза (05.05.1948), лётчик-испытатель 1-го класса (1947), полковник (1947).
Родился 18 (5 — ст.ст.) июля 1910 в городе Санкт-Петербург. По национальности русский. В 1913-1917 годах жил в городе Николаев (ныне Украина), с 1917 года – в городе Полтава (ныне Украина). С 1925 году окончил 7 классов школы, в 1929 году – школу ФЗУ. Работал токарем по металлу на Полтавском паровозоремонтном заводе. Прошёл курс теоретического обучения в Полтавском авиакружке Осоавиахима.
В армии с 1929 года. В 1932 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС лётчиком, командиром звена и командиром отряда бомбардировочных авиаэскадрилий (в Белорусском военном округе).
Участник боевых действий в Испании: в октябре 1936 – январе 1937 – лётчик бомбардировочной авиагруппы республиканских ВВС. Совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике СБ.
В 1937-1939 годах продолжал службу в ВВС командиром скоростных бомбардировочных авиаэскадрилий (в Северо-Кавказском военном округе и на Дальнем Востоке).
В 1939-1941 – лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №301 (г.Химки); испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТ-2 и истребители Як-1.
В 1941-1945 – лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода №31 (г.Таганрог, с 1941 – г.Тбилиси); испытывал серийные истребители ЛаГГ-3, Ла-5ФН и Як-3.
Участник Великой Отечественной войны. В июне-ноябре 1941 – лётчик ПВО г.Таганрога. В ноябре 1941 при эвакуации авиазавода в Тбилиси участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Всего совершил около 50 боевых вылетов (из них 12 – на штурмовку войск противника).
С февраля 1945 – старший лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. 24 апреля 1946 года выполнил первый полёт и в дальнейшем провёл испытания одного из первых отечественных истребителей Як-15. Провёл испытания различных модификаций истребителя Як-3, Як-11, а также испытания реактивных истребителей Як-19 и Як-23.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» М.И.Иванову присвоено 5 марта 1948 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники.
Погиб 14 июля 1948 на самолёте Як-23 при подготовке к авиационному параду.
На Тушинском аэродроме проходила очередная тренировка воздушного парада. В воздухе было много самолетов. Истребители проходили один за другим на малой высоте вдоль шоссе, мимо главной трибуны. Высота полета — 100 м. Группы бомбардировщиков и транспортных самолетов шли на большой высоте и далеко в стороне от трассы пролета истребителей.
Михаил Иванович пилотировал истребитель Як-23 и, подходя к трибуне, у самолета внезапно отвалилось правое крыло. Самолет мгновенно с большой скоростью выполнил бочку (переворот через крыло). Во время этого маневра Михаила Ивановича выбросило из кабины. Привязные ремни не выдержали и лопнули. Тело Михаила Ивановича упало на Волоколамское шоссе, прямо около главной трибуны.
Когда разбирали этот случай, то обнаружили:
— на самолете Ту-16 (первое название Ту-14), пилотируемым Ф.Ф.Опадчим, не оказалось тяжелого балансира на руле поворота,
— на крыле самолета Як-23 обнаружены следы краски, которой был покрашен этот балансир; следы от удара балансира.
Значит, крыло на Як-23 сломалось от удара о тяжелый балансир. Л.Л.Селяков указывает, что близко эти самолеты не находились. Но М.А.Нюхтиков, пилотировавший в тот день бомбардировщик «73», вспоминал, что главный маршал авиации М.А.Вершинин продемонстрировал участникам парада киносъемку. На ней было видно, как вслед за пролетом Нюхтикова показался самолет Опадчего, а на него сверху точно в хвост зашел и ударил крылом Як-23…
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 2 орденами Красного Знамени (2.01.1937; 5.02.1948), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.08.1944; 20.09.1947), орденом Красной Звезды (30.04.1945), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944), другими медалями.

Источники информации:

  • Иванов Михаил Иванович / Герои Страны /
  • Л.Л.Селяков «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора.»
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • «Летчики-испытатели. М.Нюхтиков со товарищи» / Г.А.Амирьянц, -М.:Кучково поле, 2008 /
  • Кто есть кто

Помогали:

  • А.А.Симонов
  • Д.В.Верещиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *