Разбегаев Анатолий Петрович

1945-1989

А.П.Разбегаев

А.П.Разбегаев

Летчик-испытатель 1-го класса (29.12.1983), полковник (03.06.1984).
Родился 20 июня 1945 года в г.Москва. Учился в средней школе № 148, в 1962 окончил вечернюю школу рабочей молодежи.
С 1963 года в армии. В 1966 году окончил Сызраньское военное авиационное училище летчиков (СВАУЛ) с присвоением звания «лейтенант» и классности «военный летчик 3 класса» (диплом «пилота-техника»). Служил в строевых частях ВВС — 201 ОСАЭА 36 ВА (летчика вертолета), 1 особая Дальневосточная Воздушной Армии (с 1972, замполит в отдельных вертолетных отрядах и эскадрильях ). В 1976 году окончил Военно-Воздушную инженерную академию им.Жуковского (заочно).
С 29 июня 1977 года — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС, Чкаловский филиал. После окончания ЦПЛИ ему присвоено звание «подполковник-инженер».
— 13 сентября 1982 г. – назначен на должность старшего летчика испытателя;
— 18 января 1986 г. – назначен на должность заместителя командира части по летной работе.
Освоил вертолеты: Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-18, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-26, Ка-28, Ка-32 и их модификации, многие из которых испытывал лично.
7 августа 1988 г. экипаж в составе летчиков-испытателей 1-го класса А.П.Разбегаева, А.Лаврентьева, заслуженного штурмана-испытателя Л.С.Данилова и бортинженера А.Бурлакова установил мировой рекорд, пройдя по замкнутому маршруту Москва-Воронеж-Куйбышев-Москва протяженностью 2000 км со средней скоростью 279 км/ч. Причем на завершающем этапе вертолетчикам пришлось преодолевать метеофронт с сильной болтанкой и ливнем.
Погиб 13 декабря 1989 года при выполнении испытательного полета на Ми-26.
В качестве командира экипажа вертолета Разбегаев проводил испытательный полет с аэродрома Чкаловский. В полете предстояло оценить эффективность работы системы автоматического управления (САУ). Во время полета по маршруту на высоте 300 м, в 135 км от аэродрома вылета, после увеличения скорости до максимальной, вертолет начал переходить на снижение. Летчик, ожидал, когда САУ начнет устранять возникшее отклонение от горизонтального полета, но угол снижения продолжал расти. Увеличилась и скорость, превысив максимальную. Стало ясно: САУ не справляется. Разбегаев отключает ее и пытается вывести вертолет из снижения, но вдруг обнаруживает, что машина не идет за ручкой управления. Тянет ее «на себя» что есть сил – безрезультатно. «Помогай! Тяни!» – кричит он второму пилоту. В те несколько оставшихся до столкновения с землей секунд никто из пяти членов экипажа не рванулся за борт, чтобы воспользоваться парашютом. Вертолет падал на деревню Чёпорово, а их командир, используя оставшуюся у машины управляемость, по элеронам пытался увести ее в сторону…
Указом Президента Союза Советских Социалистических Республик М.С.Горбачева от 14 мая 1990 г. «О награждении орденами СССР военнослужащих Вооруженных Сил» за мужество и отвагу при выполнении воинского долга награждены: Орденом Красного Знамени – Разбегаев Анатолий Петрович – полковник (посмертно), Чуркин Николай Павлович – майор (посмертно); Орденом Красной Звезды – Данилов Леонид Степанович – полковник (посмертно), Охотников Сергей Павлович – капитан (посмертно), Метельский Александр Тодеушевич – прапорщик (посмертно).
Катастрофа произошла в районе 170 км шоссе Москва-Ярославль. Ее причиной было то, что критическая скорость «упора по шарнирному моменту» у прошедших через несколько восстановительных ремонтов лопастей вертолета была ниже штатного ограничения.
Награжден орденами Красного Знамени (14.05.1990), «Красной звезды» (23.08.1985 г.).

Источники информации:

2 комментария

  1. Александр:

    Я Знаю Разбегаева по работе а Ахтубинске. В одной из тем ( так принят в терминологии) я был пом.ведущим по теме. А тема — испытания вертолнта-помтановщика помех МИ-8МТП. Разбегаев только что окончил ШЛИ ВВС. Все шло четко . Заказы инженеров выполнялись до минуты(в географическом и временном понимании). Появились наработки для рекомендации в войсках( а это учет проложенного маршрута и самое главное текущего сноса(!). Я потоим услышал от лечиков ,которые летали в Сирии ( война с Израилем), что они летали по маршрутам таким же ,как им реомендовала Боевая служба ВВС ( а те повторяли методику испытательных полетов). И в этом вклад Анатолия. Мы потом получили именные часы за подписью Д.Устинова.Александр Евграшин( ныне Уекраина,Киев).

  2. Александр:

    Добавлю- тема имела название «Ставрида». Так ассоциировалась графическое изображение диаграммы направленности станции помех( тип «Азалия»), которая стояла на вертолнте. Александр Евграшин( ныне Украина,Киев).

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *