Иванов Леонид Георгиевич

1950-1980

Л.Г.Иванов

Л.Г.Иванов

Летчик-испытатель 3-го класса (29.06.1977), майор (22.05.1979).
Родился 25 июня 1950 года в городе Сафонове Смоленской области, РСФСР. В 1967 году окончил 10 классов средней школы.
В армии с 1967 года. В 1971 окончил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф.Мясникова.
С 28 декабря 1971 года служил летчиком 145 истребительного авиационного полка (ИАП) 14 воздушной армии (ВА).
С 11 февраля 1972 года служил летчиком, в с 11 февраля 1975 года — старшим летчиком 92 ИАП 4 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 14 ВА.
Прошел медицинское обследование в ЦВНИАГ и 6 апреля 1976 года получил допуск Центральной врачебной летной комиссии (ЦВЛК) к спецтренировкам. 23 августа 1976 года приказом Главкома ВВС №686 зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта (6-й набор ВВС). С целью получения квалификации летчика-испытателя для дальнейших работ по программе «Буран» с сентября 1976 по июль 1977 года проходил подготовку в качестве слушателя 267 Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) в городе Ахтубинске Астраханской области. В августе 1977 года прошел специальную парашютную подготовку.
С октября 1977 по сентябрь 1978 года проходил общекосмическую подготовку (ОКП) в ЦПК. По ее окончании получил квалификацию космонавта-испытателя. 30 января 1979 года был назначен на должность космонавта группы авиационно-космических систем отряда космонавтов ЦПК ВВС. С февраля 1979 года проходил дополнительную подготовку в ГКНИИ ВВС с целью подготовки к присвоению квалификации летчика-испытателя 2-го класса.
Освоил 24 типа и модификации самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-17, Як-28, Ту-124, Ту-134 и имел большой налет. Только в 1979 году налетал на истребителях 194 часа. Это лучший показатель. В 1980 он приступил к выполнению испытательных полетов по темам.
Погиб 24 октября 1980 при при выполнении испытательного полета на МиГ-27.
24 октября 1980 г. Леонид Иванов ушел в испытательный полет на самолете промышленности МиГ-23БК б/№ 09 со спецподвесками под крылом. Вот что об этом пишет В.Н.Кондауров. «Для их испытаний в кабину установили пульт управления с целым рядом ламп сигнализации. Выполняя в воздухе тот или иной маневр, летчик должен был одновременно производить разные переключения на этом пульте, наблюдая за срабатыванием ламп. Когда самолет дорабатывался под испытания, пульт установили в неудобном для летчика месте: пилотируя правой рукой, левой нужно было дотянуться до правой части приборной доски. С другой стороны, в левой части, для него места не было. В такой обстановке опытный испытатель нашел бы компромисс с инженером и добился бы изменения в порядке включения тумблеров. Но то опытный, а Леня только начинал и готов был выполнять все точно по заданию. После ввода в горку, на перегрузке около пяти, он занялся переключениями на пульте и задержался на несколько секунд, упустив контроль за скоростью полета. Самолет, оказавшись с перегрузкой на скорости менее пятисот, свалился и вошел в плоский штопор с последующим помпажом двигателя. Высота 5000 м. В такой обстановке, очень сложной даже для опытного испытателя, майор Иванов мужественно делает четыре попытки по выходу из штопора, так и не прибегнув к катапульте.»
Заместитель начальника Центра подготовки космонавтов Алексей Архипович Леонов вспоминает:
— Я был на месте катастрофы, устанавливая с группой специалистов причины аварии, и меня поразила нетронутая чека его катапульты. Леонид был настоящий летчик, а потому не позволил себе катапультироваться, пытаясь до последней секунды спасти машину, сорвавшуюся в плоский штопор.
Похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.

Могила Леонида Иванова на кладбище дер. Леониха близ Звездного городка, Московская область. Фото Евгения Румянцева, сайт Космический мемориал

Источники информации:

Помогали:

  • С.С.Еремин

3 комментария

  1. wetrolom:

    Погиб 24 октября 1980 при при выполнении испытательного полета на МиГ-27.

    24 октября 1980 г. Леонид Иванов ушел в испытательный полет на самолете промышленности МиГ-23БК б/№ 09 со спецподвесками под крылом.

    Это как?

    1. В разных источниках приведены разные названия истребителя-бомбардировщика. МиГ-27 был развитием МиГ-23Б.

  2. Спасибо, за очень важную, нужную и достоверную информацию. О Леониде, как летчике еще писал, его друг — Каденюк Леонид Константиновиче, космонавт Украины в своей книге «Миссия- космос». Спасибо, за Ваш труд.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *