Чуркин Николай Павлович

1956-1989

Н.П.Чуркин

Н.П.Чуркин

Летчик-испытатель 2-го класса (11.12.1987), майор (1987).
Родился 21 мая 1956 года в посёлке имени Цюрупы Воскресенского района Московской области. После окончания семилетней школы поступил в Авиационный техникум в городе Жуковском, отрабатывал практику «на территории» — этим выражением собирательно именовали испытательный аэродром и все к нему прилегавшие многочисленные научно-технические отделения. Намертво влюбился в авиацию и стал одержим одной мечтой, без вариантов: стать лётчиком-испытателем!
В армии с 1976 г. В 1980 окончил Армавирское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС — 871 ИАП, 239 ИАД, ЧВА.Одним из первых освоил истребитель-перехватчик МиГ-31, при его поступлении на вооружение.
В 1985 окончил ЦПЛИ ГК НИИ ВВС. Приказом ГК ВВС № 0852 от 07.08.1985г. капитан Чуркин назначен на должность летчика-испытателя на Чкаловскую в филиал в/ч 15650 (ГК НИИ ВВС). 16 августа 1989 года назначен на должность старшего летчика-испытателя. Освоил вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-17, Ми-18, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-28 и Ка-32 и их модификации.
По воспоминаниям его близкого друга А.Ю.Гарнаева, «этот парень странным образом сочетал в себе, казалось бы, несовместимые черты. Он был очень силён физически: в шуточку, «за просто так» подходя в казарменном закутке — «спорткомплексе» к гирям, брал в обе лапы по двухпудовику и выполнял в жиме-толчке норму тяжелоатлета первого разряда. В то же время его мешковатая конституция совсем не вязалась, фигурально говоря, с культуристскими формами Ван Дамма или Шварценеггера. При всём том, он был очевидно умён: всегда имел очень неплохую успеваемость, удачно осваивал все теоретические дисциплины. Успешно играть в шахматы в наших кругах с ним не мог никто.
Вся его мягкая внешность, простецкие манеры рассуждать и высказываться создавали ему имидж, как говорят, недалёкого деревенского простачка. К сожалению, уже много позже из-за этого в тех высших лётно-испытательных кругах, в которые мы впоследствии взошли, кое-кому там стало казаться, что он недостаточно соответствует требованиям их стандартов, и что в него «столько много всего ещё нужно вливать…» Как горько мне было это слышать о человеке, который по своим душевным, интеллектуальным и профессиональным качествам объективно стоял несравненно выше его «оценщика-аристократа»! И — главное. Он очень, очень любил летать! И на всех стадиях обучения и профессионального совершенствования делал это весьма успешно! Ещё от курсантских острословов после очередного телепросмотра кинокомедии по новелле О’Генри «Вождь Краснокожих» к нему из-за мешковатой фигуры и улыбчивого лица намертво прилипла кличка по имени одного из главных персонажей — «Хенк».»
Погиб 13 декабря 1989 года при выполнении испытательного полета на Ми-26 (командир экипажа — А.П.Разбегаев).
При испытательном полёте тяжёлого вертолёта по запрограммированному в навигационном комплексе маршруту, в автоматическом режиме управления неожиданно и незаметно для экипажа заклинило управление. Вертолёт начал очень плавно, но затем со всё возрастающей вертикальной скоростью снижаться. И довольно много секунд экипаж, не вмешиваясь в управление, просто наблюдал за этим процессом, вполне логично «греша» лишь на неточное выдерживание заданного режима системой автоматического управления.
Когда же терпение экипажа окончилось, автомат был отключен и пилоты попытались вывести машину в горизонт — но органы управления оказались неподвижны! Борясь вдвоём до последнего с затягиванием машины в неуправляемое прогрессирующее снижение, лётчики даже погнули тяги заклинившего управления! В последний момент экипаж отвернул машину от падения на жилые дома поселка Чепорова (Ярославской области). Погибли все 5 членов экипажа…
Потом нашли объяснение: у прошедших ранее через восстановительные ремонты лопастей этого уже очень много налетавшего вертолёта, критическая скорость «упора по шарнирному моменту» была ниже обычного ограничения. Вот на неё-то, не превышая при этом установленного официально максимального ограничения по скорости, они и вышли! На преодоление этого упора не было достаточно не только усилий экипажа, но даже мощности всех гидроусилителей-бустеров системы управления…
16 июня 1990 года, на месте гибели экипажа вертолёта Ми-26 в 170 километрах от Москвы по Ярославскому шоссе был торжественно открыт обелиск.
Посмертно награжден Орденом Красного Знамени (15.05.1990).

Источники информации:

One comment

  1. Алексей:

    Красивое фото. Но школа не семилетняя. Закончил он 8 классов. В тот период было: либо 8, либо 10. Я учился с ним в одном классе.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *