Припусков Олег Игоревич

1946-1996

О.И.Припусков

О.И.Припусков

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1987), полковник.
Родился 17 сентября 1946 года в городе Ташкент (Узбекистан). В 1965 окончил Ташкентский авиационный техникум.
В армии с августа 1965. В 1969 окончил Оренбургское ВВАУЛ. До 1973 служил в строевых частях ВВС.
В 1974 окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (ЦПЛИ), в 1979 — Московский авиационный институт.
С февраля 1974 по 1993 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ БА, с 1987 — 4 Управление). В 1987-1993 — начальник Службы безопасности полётов Филиала ГК НИИ ВВС. Участвовал в госиспытаниях А-50, Ан-72, Ан-124, Су-24М, Ту-22М2, Ту-22М3. Выполнил ряд испытательных работ на Ту-95, Ил-76 и других самолётах.
В декабре 1990 установил (вторым пилотом) 7 мировых авиационных рекордов скорости на самолёте Ан-124 «Руслан». За 63 часа 46 минут летного времени было покрыто расстояние более 50 тысяч километров. Взлетев в Австралии, самолет пролетел вокруг земного шара над Южным и Северным полюсами, дважды — сначала с юга, а затем с севера — пересек экватор
С 1993 — в запасе. Работал пилотом-наставником авиакомпании «Российские международные авиалинии». Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области.
Погиб 8 октября 1996 года в авиакатастрофе на Ан-124 в городе Турин (Италия).
«Борт 82069» (год выпуска — 1993) принадлежал российской компании «Аякс», а пилотировался аэрофлотовским экипажем. В рейс АFL-9981 на Бруней самолет был зафрахтован британской компанией Aviation Consultanions. Ан-124 летел в Турин порожним. В итальянском аэропорту российский экипаж должен был забрать коммерческий груз. Следующим пунктом посадки у «Руслана» были Шарджа и Бруней.
…В тот день, заходя на посадку, экипаж знал, что взлетно-посадочную полосу (ВПП) в связи с ремонтными работами передвинули на 1300 метров дальше. На самом деле ее сместили значительно меньше — на 950 метров. Погода была гораздо хуже той, которая сообщалась в метеосводке. Туман. Нижний край облачности был всего метрах в 30 от земли, хотя всего за несколько минут до этого аэропорт давал 400.
Тяжелая четырехдвигательная машина заходила на посадку по приборам. Увидеть посадочную полосу можно было только у самой земли ( в тот момент глиссадный маяк на аэродроме не работал).
Командиром был опытный летчик Александр Угрюмов. Но в командирском кресле сидел бывший космонавт-испытатель Алексей Бородай.
Бородай, которому по полетному заданию предстояло посадить самолет в Турине, шел на посадку с расчетом на перелет, поскольку хорошо помнил, что точка приземления смещена вперед по движению на 1300 метров от начала полосы. Так что, едва выбравшись из облаков, Ан-124 прошел начало ВПП.
Угрюмов за долгие годы летной работы визуально привык начало полосы проходить на высоте втрое меньшей, видеть ее под строго определенным углом. Решив, что при таком заходе на посадку может не хватить длины полосы, он дал команду уходить на второй круг. Бородай же считал ситуацию штатной и продолжил заход…
…Машина была уже меньше, чем в метре от земли. Мощность двигателей — минимальная. Угрюмов двинул ручку газа вперед — единственно правильное решение профессионального летчика при попытке уйти на второй круг. Но на Ан-124 система управления двигателями переусложнена и вывод на полный газ требует нескольких операций. Прекрасный летчик, Угрюмов сразу понял свою ошибку и повторил всю процедуру уже правильно. Но тут засбоила система, и на полную мощность вышел только один двигатель. Затем еще две попытки дать мощность моторам, но система окончательно вышла из строя.
Проходя над полосой, самолет начал отворачивать вправо, потерял скорость и упал. Угрюмов и летчик сменного экипажа О.Припусков, за минуту до этого вошедший в кабину, погибли.
Под развалинами фермы погибла итальянская супружеская чета. Пострадали 13 человек из числа, находившихся на борту. Они были госпитализированы, причем некоторые в довольно сложном состоянии (у троих членов экипажа состояние было «тяжелым», а у одного — «критическое»). Остальные 8 человек благополучно выбрались из салона, не пострадав при столкновении с землей.
В этой катастрофе Бородай лишился обеих ног. Он очнулся только через несколько дней в госпитале. Итальянский корреспондент рассказал, что в последний момент он отворачивал вправо от стоявших впереди школы и детского сада. Затем зацепили крылом за какую-то трубу, и самолет упал…
По мнению Бородая, в катастрофе были виноваты и техника, и экипаж. Но главное — это серьезный конструкторский недостаток в системе управления двигателями, который и привел к ошибке пилота. Военные летчики-испытатели отмечали этот недостаток самолета, но он не был устранен, и машина пошла в серию. В результате того же конструкторского недостатка и опытный летчик-испытатель ОКБ Антонова допустил аналогичную ошибку и тоже разбил самолет. К счастью, экипаж остался жив.
Похоронен в деревне Леониха Щёлковского района.
Награждён орденами Красного Знамени (6.08.1991), Красной Звезды (4.09.1981), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • ПАДЕНИЕ НА ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЕ / В.ЧААВА, Парламентская газета (Москва).- 15.08.2000.- 155 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *