Степанов Сергей Александрович

1957-1985

Лётчик-испытатель, капитан.
Родился 12 августа 1957 года.
С 198? — летчик-испытатель ГК НИИ ВВС.
Погиб 8 июля (июня [2]) 1985 года при выполнении испытательного полёта на Ан-26.
Экипаж самолёта-лаборатории Ан-26 выполнял облет средств РТО. В это же время летчик-испытатель А.П.Соковых завершал программу испытаний нового режима в работе бортовой РЛС МиГ-23МЛ. Его задачей было обнаружить, «захватить» и произвести пуск УР «воздух-воздух» по вертолёту-цели, стоящему на земле с работающем двигателем. Цель находилась внутри круга полётов над аэродромом.
Только «чёрным затмением» сознания можно объяснить ошибку руководителя полётов, давшего в момент атаки цели команду экипажу Ан-26 выполнять разворот после прохода ВПП в сторону, где работал Соковых. Ракета после пуска «выбрала» ближайшую, живую цель. Трагедии могло и не быть, если бы лётчики находились на одном канале радиосвязи. Но… В катастрофе погибли все члены экипажа:
Степанов Сергей Александрович — летчик, капитан
Кирюшенко Александр Георгиевич — летчик, лейтенант
Кармазин Сергей Николаевич — штурман, капитан
Черников Юрий Германович — радист, прапорщик
Блинков Сергей Александрович — техник, ст. лейтенант
Кошелев Борис Тимофеевич — механик, прапорщик
Прокопед Николай Григорьевич — инженер, майор
Федрчук Евгений Филаретович — техник, капитан
Такой психологической травмы, какая выпала на долю Анатолия, не пришлось пережить даже экипажу бомбардировщика Ту-16, с борта которого в испытательном полёте была пущена ракета «воздух-поверхность», взорвавшаяся на окраине города Гурьева. На несколько лет испытательной работы Соковых вынужден был переехать в другое лётное Управление, уйти из программы «Буран».

Источники информации:

  1. Взлетная полоса длиной в жизнь / В.Н.Кондауров, Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2000 /
  2. Список летного состава в/ч 15650, погибшего при выполнении специальных заданий и в ходе боевых действий / Ахтубинск /

4 responses to “Степанов Сергей Александрович

  1. Александр

    Спасибо за память о моих друзьях! Внесите поправки!
    Год рожд.Степанова:12август 1957г
    Фамилия ПРОКОПЕЦ
    Фамилия:ФЕДОРЧУК

  2. сергей троегубов

    сергей степанов -мой троюродный брат.очень жаль.уже нет и александра федоровича степанова -отца тоже летчика,кто знал их пишите,звоните, я в скайпе, сергей троегубов,[email protected] хочу знать о них их службе,прошу отозваться анатолия соковых,и,в,н,кондоурова,

  3. В.Кузнецов

    Ахтубинск,8 июня 1985 года,летающая лаборатория АН-26 ЛЛ,из-за грозы вместо 6.00 вылетела на снятие характеристик системы посадки ПРМГ-4М в 10 часов. Командир корабля летчик-испытатель Степанов С.А. штурман, штурман-испытатель Кармазин С.Н. (Выпускник ВВВАУШ 1976 года). Лаборатория производила сечение посадочного курса над ДПРМ на высоте 200метров,с последующим выходом на 100-й испытательный полигон,примыкающий к дальней посадочной полосе. Одновременно,руководитель полётов дал разрешение работать по 100-му полигону истребителю МИГ-23МЛ,который производил пуск ракеты воздух-воздух по активной мишени (работающему на земле вертолету). В воздухе находились всего 2 единицы,что для Ахтубинского аэроузла,где с двух полос одновременно работают не менее 30 разнотипных самолётов,является абсолютно простыми условиями для руководства полётами. Учитывая последний фактор,РП передал управление этими самолётами своим помощникам ,которые к тому же находились на разных частотах и не слышали друг друга. С пятого захода МИГ-23 захватил цель и мгновенно произвел пуск. Телеметрическая ракета(без боевого заряда) выбрала более активную цель,и попав в крыло перебила несущий лонжерон самолёта-лаборатории. Потеряв правое крыло,самолет перевернулся и с высоты 200 метром рухнул на землю. Восемь человек экипажа погибли.
    У Кандаурова обстоятельства гибели экипажа летающей лаборатории освещены не точно. Об обстоятельствах этой трагедии знаю не понаслышке — делал летную экспертизу катастрофы для прокуратуры.
    —————————————-
    В КУЗНЕЦОВ

  4. В.Кузнецов | 04.06.2012 в 1:16 |
    «…В воздухе находились всего 2 единицы,что для Ахтубинского аэроузла,где с двух полос одновременно работают не менее 30 разнотипных самолётов,является абсолютно простыми условиями для руководства полётами…»
    Извините, но в воздухе должно было находиться значительно больше 2-х самолетов.
    Дело в том, что в этот день выполнялся испытательный полет А-50. А он в одиночку не летает.
    Кроме того его полет и полеты самолетов обеспечения должны быть достаточно точно синхронизированы. Учитывая низкую надежность РТК А-50 и, соответственно, постоянные корректировки плана полета, уже это доставляло группе РП немало проблем. Полет был прерван. О причине узнали на земле.
    Что касается радиообмена, то он тогда был сильно ограничен в испытательных полетах на полигоне. Большая часть проходила в режиме радиомолчания. И уж каналы ШН(ОБУ) и ГРП всяко должны быть разнесены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *