Цуварев Валентин Иванович

1929-2007

В.И.Цуварев

В.И.Цуварев

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14.08.1975), полковник (1974).
Родился 10 июня 1929 года в деревне Кошево ныне Верховажского района Вологодской области. В небогатой семье был единственным ребенком, но, с его слов, был воспитан в строгости и послушании. Весной 1945 года после окончания 7 классов вечерней школы рабочей молодежи поступил в Московский авиационный приборостроительный техникум им. Серго Орджоникидзе. Работал учеником чертежника и подсобным рабочим в «БУРГЕОТРЕСТЕ» НККХ — РСФСР (Москва Кузнецкий мост 15)
Учась в техникуме, в 1948 году окончил Московский аэроклуб №1 на самолете По-2. Техника пилотирования была оценена на «отлично», но в летной характеристике осталась запись: «целесообразно использовать в бомбардировочной авиации». Возможно поэтому, когда Валентин Иванович летом 1949 года поступал в Качинское летное училище, находившееся в то время в Мичуринске, эта запись сыграла отрицательную роль. В 1949 окончил Московский приборостроительный техникум.
И в этом же году пытался поступить в МАИ на вечернее отделение. Попытка была неудачной, три первых экзамена были пройдены успешно, но четвертый – химия, с его слов, был «завален».
В армии с августа 1949. 20 августа этого года должен был первый день выйти на работу в ЛИИ, куда получил направление после окончания техникума. Но вместо этого был призван в армию и направлен на станцию Каменка-Белинская в школу воздушных стрелков-радистов. Пробыл там около 4-х месяцев. Был назначен комсоргом роты, как один из самых образованных после окончания техникума. Узнав, что в отдел кадров школы пришла разнарядка в летное училище, подал рапорт и был направлен в Авиационное летное училище им. Марины Расковой, которое размещалось в городе Энгельсе и сокращенно обозначалось ЭВАУЛ. Успешно сдав экзамены, был зачислен в Училище. Был назначен комсоргом роты и пробыл ним до окончания училища. На второй год начались полеты на самолете ЯК-18. Окончившие аэроклуб шли по сокращенной программе и Валентин Иванович выполнил самостоятельные полеты в числе первых. Далее были освоены самолеты УТБ-2, ТУ-2. Впоследствии он, как обладавший отличными летными способностями был определен в экспериментальную группу, которая выпустилась на новом для того времени самолете ИЛ-28.
Энгельсское ВАУЛ окончил в 1952 году по первому разряду и был оставлен в нем летчиком-инструктором. По приказу из Москвы был направлен в числе 15 выпускников училища в г. Грозный в Высшую офицерскую авиационную инструкторскую школу ВВС. Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный), как и летное училище закончил в 1953 году с отличием. Был направлен в Оренбургское (раньше оно называлось Чкаловским) штурманское училище.
После окончания летного училища и школы летчиков-инструкторов тяга к продолжению образования у Валентин Ивановича не ослабевала. Каждый год он писал рапорта с просьбой разрешить учиться в академии им. Жуковского.
В Монинскую командную академию поступать не хотел. Ответ командиров разных степеней все годы был один — отказать! Это длилось до тех пор, пока министр обороны маршал Г.К.Жуков не издал приказ — в академию — не старше 28 лет. Его по прежнему, наряду с летной работой тянуло к деятельности инженерной. Постоянно занимался рационализаторской работой. В этот период пытался сделать тренажер для захода на посадку по АРК и ДГМК.
Неожиданно вышло другое постановление. Военнослужащим разрешили по профилю своей профессии учиться в заочных гражданских ВУЗах. Сразу же написал рапорт, на который было получено разрешение. В МАИ в то время не было заочного отделения. Разыскал Всесоюзный заочный машиностроительный институт (ВЗМИ), где было отделение самолетостроения. Сдал успешно экзамены в одном из институтов г.Оренбурга, отправил документы в Москву и был принят на 1 курс. В это время во ВЗМИ ликвидировали отделение самолетостроения, и Валентин Ивановича перевели в МАИ. Так он попал туда, куда давно стремился.
Годы учебы пролетели незаметно. Для дипломного проекта был выбран учебный самолет с тройным управлением. За основу был взят самолет Л-29, недавно появившийся в училище. Самолетов с тройным управлением не было и нет до сих пор. Мнение Валентин Ивановича — “….а зря. Они обладают рядом преимуществ. Один инструктор — два ученика! Производительность обучения увеличивается если не в два, то в полтора раза однозначно. При выполнении вывозных полетов показ элементов полета идет сразу 2-м курсантам. При тренировочных — польза тоже немалая. Один курсант пилотирует — два других смотрят. Недаром в авиации есть такая поговорка: «Десять посадок посмотрел, даже находясь на земле, одну запиши себе»…”.

Дипломный проект был успешно защищен в 1965 году.
В 1960 году начался очередной разгон авиации. К сожалению, уроки истории никого ничему не учат. То, что происходит сейчас со страной и ее авиацией, не смогли бы сделать несколько Хрущевых. А в то время решили штурманское училище в Оренбурге ликвидировать, а всю его базу отдать рядом расположенному летному училищу. Весь пожилой летный состав уволить. Неоднократно проводили беседу на увольнение и с Валентин Ивановичем, затем предлагали перейти в Балашовское училище летчиком-инструктором на Ли-2. На что Валентин Иванович категорически отказался, заявив — …или оставляйте здесь в Чебеньках на Ил-28 или увольняйте. После такого категорического отказа был оставлен летчиком-инструктором уже летного училища на прежнем месте.
В этот же период Валентин Иванович делал неоднократные попытки попасть на испытательную работу. И приказ о переводе на должность летчика-испытателя ГК НИИ ВВС был подписан январе 1965 года, а в марте этого года приступил к работе и службе военным лётчиком-испытателем СЛИ БА в эскадрильи В.В.Добровольского. Службой летных испытаний бомбардировочной авиации руководил в тот момент В.И.Кузнецов. Что рассказывал Валентин Иванович о тогдашнем своём вводе в строй: “… Как и в обычной строевой части на меня был составлен план ввода в строй. Кроме обычных дисциплин мне надо было дополнительно изучить и сдать новый для меня предмет: методику летных испытаний. Их несколько десятков выпусков. Каждая около сотни страниц. Все они написаны инженерами и в основном, для них. Для летного состава хорошей методики летных испытаний, в которой было бы не только что надо делать, но и как, где раскрыты специфические приемы пилотирования, известные только летчику-испытателю, в то время не было. Да и до сих пор в полном объёме такого документа нет. Поэтому приходилось не только читать, отсеивая ненужное, а больше спрашивать и летчиков и инженеров. Помогали охотно. Специально для моего обучения полетов было мало. Они обычно комплексировались с испытательными полетами. Штатных экипажей, как в строевой части, не было. Сегодня летишь с одним летчиком, завтра с другим. Также менялись и другие члены экипажа, но в определенных пределах. На каждую испытательную тему отдавался приказ с определенным составом экипажа и с достаточным резервом…”
С января 1965 по сентябрь 1978 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (2 Управление, СЛИ БА). В 1975—1978 — начальник СЛИ БА. Участвовал в госиспытаниях Ту-22М, модификаций Ту-16. Выполнил ряд испытательных работ на Су-24, Ту-22, Ту-95, Ту-142, ЯК-28. ТУ-124 и их модификациях.
Весной 1978 года Валентин Иванович был вызван в Москву к Александру Германовичу Гудкову, который предложил ему должность старшего инспектора летчика-испытателя в его ведомстве, которое курировало все авиационные испытательные организации страны, в том числе и НИИ ВВС. Валентин Иванович дал согласие, за что потом долгое время укорял себя. С сентября 1978 по декабрь 1979 — старший инспектор — лётчик-испытатель при Главном штабе ВВС.
Будучи инспектором в системе заказывающего Управления в штабе ВВС Валентин Иванович публично вскрывал недостатки подготовки заводских лётчиков-испытателей, давал критическую оценку эргономическим недостаткам кабин самолётов. Что он говорил об этом “штабном” промежутке своей жизни: “…Все время, которое я провел в главном штабе ВВС, я чувствовал себя не в своей «тарелке» и почти сразу стал думать, как бы оттуда исчезнуть, хотя бы рядовым испытателем на Чкаловскую. Так поступали многие мои командиры, когда хотели перевестись из Ахтубинска поближе к столице. Тяготила бумажная работа, порой очень далекая от летной профессии. Ты по должности — старший инспектор, а у тебя ни одного подчиненного, на которого можно было бы переложить часть бумажной работы. Отсюда и летать приходилось крайне редко и летные навыки утрачивались. ….Но нет худа без добра. Я познал штабную «кухню». Познакомился со многими интересными людьми. А главное без этого года, который я провел в штабе, без этой «штабной академии» под руководством Александра Германовича, которому я бесконечно благодарен, я не стал бы тем начальником Центра подготовки летчиков-испытателей…..”
В декабре 1979 года был подписан приказ о назначении Валентин Ивановича начальником Центра подготовки летчиков-испытателей. Именно на этой должности наиболее ярко проявился его талант педагогической и методической одарённости. Он научно разработал методы психологической оценки лётных способностей именно испытателя, методы коллективной оценки друг друга и своих инструкторов. Начал вести научную работу по разработке оригинальной методики эстетической оценки кабин. Под его руководством была разработана и применена новая методика отбора и организации приемных экзаменов. Для тех, кто желал поступить в Центр, предусматривались неоднократные предварительные собеседования. Летная практика каждого абитуриента оценивалась как минимум в трех полетах и при этом разными летчиками-инструкторами. Это позволяло избежать даже мелких ошибок в отборе кандидатов. В результате проделанной работы была заложена основа более качественной подготовки слушателей, чем в предыдущие годы.
С июня 1984 — в запасе. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. С 1992 года, после самостоятельного издания иллюстрированного каталога “Лётчики-испытатели о друзьях-товарищах и своей профессии” Валентин Иванович неоднократно делал попытки обращения к сослуживцам и выпускникам с предложением о сборе информации для написания книги о Центре. Это желание было продиктовано прежде всего тем, что история становления ЦПЛИ, идеология преемственности поколений испытателей должны быть систематизированы и в доступной форме сохранены для последующих поколений
Валентин Иванович ежегодно собирал выпускников, надеясь сформировать в книжном варианте канву истории Центра. Какие-то материалы он, возможно, собрал, но из-за состояния здоровья не успел закончить задуманное.
Уйдя на пенсию, продолжил, будучи сотрудником Института авиационной и космической медицины, научную работу по разработке оригинальной методики эстетической оценки кабин, которую не успел защитить в качестве кандидатской диссертации. Занимался историей своего села Верховажья, создал музей художника Михалёва. С железной настойчивостью принимал участие в отстаивании интересов жителей своего посёлка.
Умер 4 октября 2007 года. Похоронен в селе Верховажье Вологодской области.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (23.08.1977), медалями.

Источник информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Диагноз болезни – Авиация / В.И. Цуварев – Вестник МНАПЧАК №3, 2007 /
  • Сущее авиации.. / В.А. Пономаренко – Вестник МНАПЧАК №2, 2008 /
  • Воспоминания сослуживцев.

2 комментария

  1. В.И.Цуварев

    …Я верил в светлое будущее. Стремился к социальной справедливости и боролся за нее. Поэтому не стеснялся высказывать свое мнение на любом уровне и о любом начальнике, если считал что наносится ущерб обществу, интересам страны в угоду отдельных личностей. В результате я не достиг тех «звездных» вершин, которые достигли мои некоторые бывшие подчиненные с более удобным для начальников характером. Но я об этом нисколько не жалею. Я честен, перед теми, кем руководил. Я честен перед Авиацией, которой служил. Я честен перед своей страной, в отличие от многих тех, кто ею правил тогда и правит сейчас…

  2. Алексей:

    Спасибо за мериал о Валентине Ивановиче,очень интересный был человек.Для меня он так и остался-дядя Валя

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *