Раевский Александр Михайлович

1957-2008

А.М.Раевский

А.М.Раевский

Герой России (15.08.1995), Заслуженный летчик-испытатель РФ (2002), полковник.
Родился 1 января 1957 года в г.Поставы Витебской области Белорусской ССР. Выпускник Минского суворовского военного училища (СВУ) 1974 г., был направлен для продолжения учебы в Киевское высшее военное инженерное танковое училище. В 1975 г. переведен в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое он закончил в 1979 г.
Обучение на Як-38 (самолет с вертикальным взлетом) начал в 1980 г. Участник боевых походов ТАКР «Минск» и «Новороссийск». Совершил 234 посадки на палубу, общий налет на Як-38 – 160 ч.
В 1985 г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ). Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный летно-испытательный центр).
Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 28 августа 1990 г. одним из первых военных летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К (Су-33).
В 1992 году, на момент распада Советского Союза, Раевский проходил службу на Лётно-испытательном полигоне в Феодосии (Крым). Категорически отказался принимать новую присягу и служить в Вооружённых силах Украины. С трудом перевёлся в Российскую армию.
C 1992 г. — старший летчик-испытатель ГЛИЦ им. В.П.Чкалова.
В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведенность свето-технической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.), которые впоследствии были внедрены для выполнения взлета и посадки.
2 сентября 1993 г. в связи с крайне сложными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, принял решение произвести посадку на палубу (ее размеры 205 на 26 метров). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полета выполнил вслепую.
27 августа 1994 г. на тяжелом авианесущем крейсере произошел отказ оптической системы «Луна-3М», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, он с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолета.
С 28 августа 1990 г. до окончания летного этапа испытаний 12 сентября 1994 г. полковник А.Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50 — в условиях, сопряженных с риском для жизни. Вместе с Героем России, летчиком-испытателем Н.Ф.Диордицей первым выполнил ночные полеты с авианосца. В 1996 г. они в Ахтубинске на Су-27 и МиГ-29 продемонстрировали высший пилотаж на малых высотах президенту России Б.Н.Ельцину. После чего им и были вручены Золотые звезды Героев (звание было им присвоено еще в 1995).
Освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав более 2400 часов, из них более 600 – на испытания. Совершил более 200 безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца.
С 2000 по декабрь 2002 — начальник 1-го Управления (ЛИЦ) ГЛИЦ.
С 2002 — начальник Летно-испытательного центра «Чкаловский».
С 2006 — начальник штаба ГЛИЦ, ВРИО начальника Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова.
Погиб в автокатастрофе 30 августа 2008 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Награжден медалями.

Источники информации:

6 комментариев

  1. Мутовин Олег:

    Не умаляя заслуг Александра Михайловича, смею заметить, что он НЕ БЫЛ первым военным летчиком-испытателем, севшим на палубу. Первым на Су-27К на «Кузнецов» сел командир испытательного полка 3 Управления ГНИКИ ВВС (Кировское, Крым) полковник Ю.А.Семкин,и было это в ноябре 1989 года, сразу после посадки Пугачева. Вторым — его зам. полковник В.В.Россошанский,Раевский был третьим.

  2. макаров:

    семкин первым из военных летчиков посадил су-27к на кузнецов.но в силу коньюктурных соображений и багодаря руководству 3 управления,семкин не заслуженно забыт в испытательной среде.

  3. Спасибо за уточнения. Разместил биографию Ю.А.Семкина. Просьба дополнять. Нет ли фото?

  4. петруша:

    Семкина выкинули из части из-за воровства.

  5. Леонид:

    Так Сёмкин Ю.А. стал героем СССР за осуществление первой посадки на ТАКР на самолёте Су-27 к или нет?

  6. Хуртин Олег Юрьевич:

    Знал Александра Михайловича по совместным с ним испытаниям авиационного тренажёра Як-38. Это было в самом начале его карьеры лётчика-испытателя. Забавно было слышать от создателей тренажёра, что бывший строевой лётчик, совершивший сотни взлётов и посадок на палубу, не умеет делать посадку на тренажёре! Это было, безусловно, из-за несовершенства аппаратурно-программной реализации. Горжусь тем, что настоял, чтобы первый взлёт на тренажёре выполнялся бы в защитном шлеме. В первой же попытке взлёта на тренажёре пластик шлема был пробит от удара о заголовник кресла из-за нештатного срабатывания аппаратуры. Полагаю, Александр Михайлович своими рекомендациями помог будущим корабельным лётчикам в освоении взлёта и посадки на корабль. Александр Михайлович виделся мне лётчиком-испытателем с большим потенциалом, что он, впоследствии, реализовал в полной мере. Нелепый несчастный случай лишил нашу страну выдающего лётчика-испытателя, о чём я искренне скорблю.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *