Стогов Николай Ильич

1934-1982

Н.И.Стогов

Н.И.Стогов

Герой Советского Союза (16.02.1982), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1979), полковник (1975).
Родился 2 мая 1934 года в деревне Сметанино ныне Клинского района Московской области в семье крестьянина. Русский. С 1949 жил в посёлке Хоста (в черте города Сочи). В 1952 окончил 10 классов школы.
В армии с сентября 1952. В 1954 окончил 8-ю ВАШПОЛ (г.Павлоград Днепропетровской области), в 1957 — Чугуевское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Прикарпатский ВО). Член КПСС с 1960. В 1967 заочно окончил Московский авиационный институт.
С ноября 1964 — лётчик-испытатель в ГК НИИ ВВС (1 Управление, СЛИ ИА). В 1974-1978 -начальник СЛИ ИА, с 1978 — заместитель начальника 1-го Управления по лётной работе. Провёл госиспытания Су-15бис (1973), МиГ-23, МиГ-27, МиГ-31 (1979); исследования манёвренности МиГ-21 на околонулевых скоростях. Участвовал в госиспытаниях МиГ-25Р, Су-17 и других истребителей.
С марта 1971 по март 1972 участвовал в боевых действиях в Египте; совершил 3 боевых вылета над территорией Израиля на МиГ-25РБ. Участвовал в сравнительных испытаниях истребителя F-5E.
По воспоминаниям Б.А.Орлова «…Николай оказался интересным человеком, очень начитанным, с четкой, принципиальной позицией по многим вопросам, может быть, даже несколько упрямым. Летчик он был замечательный, настоящий испытатель, хладнокровный, расчетливый. Всегда точно выполнял задание, «привозил» хорошие, ценные материалы испытаний и, что очень важно, был исключительно надежным: когда он летал, то все на земле знали, что полет будет выполнен аккуратно и грамотно, при каком-либо отказе летчик примет быстрое и правильное решение, если погода резко ухудшится, то Стогов приземлится хоть в тумане. Я летал с Николаем на МиГ-31, когда он выполнял свой первый полет на этой непростой машине, и помню, как он уверенно и четко пилотировал новый для себя самолет, как будто летал на нем не в первый раз.
Звание Героя Советского Союза начальнику службы части полковнику Н.И.Стогову присвоено 16 февраля 1982 за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм.
Погиб 28 апреля 1982 года в испытательном полёте на МиГ-27.
По словам Орлова, в этот день «Стогов выполнял несложное задание – облет КЗА на МиГ-27. На высоте 6000 метров на дозвуковой скорости сделал несколько пологих наборов высоты и таких же снижений и вдруг пошел к земле, не сказав ни слова по рации. Самолет постепенно увеличивал угол пикирования и скорость, но летчик не вмешивался в управление почти до земли. Сохранившиеся записи КЗА показали, что перед самым ударом Николай полностью взял ручку управления на себя, но было уже поздно – через мгновение самолет на скорости около 900 км/час врезался в землю…
Точную причину катастрофы установить не удалось, ясно было только то, что летчик какое-то время не мог управлять самолетом – то ли полностью был без сознания, то ли в какой прострации. Здоровьем Николай обладал исключительным, даже в госпитале, где он проходил комиссию, как-то вывесили лозунг: «Летчики! Берите пример с полковника Стогова, учитесь у него поддерживать свое здоровье!», так что даже при нарушении подачи кислорода на этой высоте он должен был сохранить работоспособность.
Бывает так, что поневоле поверишь в судьбу, в предопределение.
В 1965 г. почти одновременно пришли в ГК НИИ трое молодых летчиков, давно мечтавших стать испытателями. Разные и по внешности, и по характеру – среднего роста, неширокий, но очень ладный, молчаливый и сдержанный Николай Стогов, богатырского сложения, улыбчивый и добродушный Виталий Жуков и чуть уступающий ему в стати, но тоже высокий и крепкий, удивительно компанейский и остроумный, покоритель женских сердец Санька Кузнецов – они как-то очень быстро «зацепились» друг за друга и крепко подружились. Чуть позднее к этой троице хорошо прилепился еще один славный парень – Николай Рухлядко.
Первым погиб Жуков – на малой высоте при выполнении тренировочного воздушного боя на МиГ-23 сорвался в штопор, катапультировался, но не хватило высоты для раскрытия парашюта. Вторым – Кузнецов, ему перебило ноги при катапультировании из потерявшего управление МиГ-25. Третьим ушел Рухлядко – не смог покинуть горящий Су-24.
На Стогова сильно подействовала гибель друзей; как-то он помолвил, что теперь и его черед… «Но я обязательно выкручусь, Боря, — говорил он мне, — ни секундочки не буду сидеть в самолете, если случится что-то серьезное».
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в Ахтубинске.
Награждён орденами Ленина (16.02.1982), Трудового Красного Знамени (9.09.1976), Красной Звезды (4.05.1972), медалями.
Его именем названа улица в Ахтубинске.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • «Записки летчика-испытателя» / Б.А.Орлов, Москва, «Мануфактура», 1999 /
  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2 / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *