Соловьев Евгений Степанович

1931-1978

Е.С.Соловьев

Е.С.Соловьев

Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный лётчик-испытатель СССР (16.11.1973), майор (1969).
Родился 1 января 1931 года в городе Валуйки ныне Белгородской области. В 1949 окончил Одесскую спецшколу ВВС.
В армии с июля 1949. В 1952 окончил Чугуевское ВАУЛ, до 1956 был в нём лётчиком-инструктором. В 1952 окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (г.Грозный). В 1956-1957 служил в строевых частях ВВС (Киевский ВО). С декабря 1957 — в запасе.
В 1958 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 — Московский авиационный институт.
С сентября 1958 по апрель 1959 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Участвовал в проведении ряда испытательных работ на МиГ-15, МиГ-17, Як-25.
С апреля 1959 — лётчик-испытатель ОКБ П.О.Сухого. Выполнил первый полёт и провёл испытания Су-7Б (24.04.1959), Су-7КЛ (24.04.1959), Т-58ВД (6.07.1966), Су-17М (28.12.1971), Т-6-8Д (Су-24 с Р-29Т-300) (февраль 1974), Су-22У (22.12.1976), Т-10/2 (16.05.1978). Провел испытания Т-58Д-2 (Су-15/2) (1963), Т-58Л (1965-1967), Су-15УТ (1968), Су-15УМ (05.1976), Т-8-2 (Су25/2) (1976). Выполнил испытания по маневрированию на сверхзвуковых скоростях на Су-15 (1970-71) и дозаправке Су-15 (1972-75). Участвовал в испытаниях Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, Су-24, Су-25, Су-27 и их модификаций.
В 1972 (1973) катапультировался из Су-15.
Погиб 7 июля 1978 года при выполнении испытательного полёта на опытном Т-10/2 (Су-27).
Это было самое начало работ по СДУ самолета Т-10 — на первом варианте машины Су-27. Испытания начал В.С.Ильюшин. Он обнаружил, что при исходном состоянии СДУ (видимо речь идет об алгоритмах ее работы) на больших высотах и малых скоростях самолет не выходил на перегрузку в заданные нормами 0,5 секунд. Процесс вывода растягивался на десятки секунд. Ввели изменения в СДУ и на интересующих режимах все «устаканилось». Но при уменьшении высоты опять пошли отклонения от нормы. В.С.Ильюшин рассказывал: «На высоте 1000 м на скорости 1000 км/ч я почувствовал, что самолет ведет себя непонятно. Сел и сказал инженерам, что не понял, что происходит с машиной — то ли это болтанка такая, то ли еще что, но управлять машиной надо «пальчиками» — так она чутко реагировала на отклонение ручки. Потом испытания прервались из-за тренировок для показа техники в Чкаловской, а потом я улетел на другое задание. На Су-27 полетел Е.С.Соловьев. Он знал о моих проблемах, все было записано даже в задании. Но в полете он двинул не «пальчиками», а рукой. Он не испугался, я уверен, но ему показалось странным что 5,5 единиц перегрузки возникли внезапно, как удар. Рефлекторно сунул ручку обратно. Машина выскочила на перегрузку -5, а на следующем движении уже развалилась. Сразу после гибели Соловьева некоторые говорили, что мол, был плохо привязан, причина в этом».
Оказалось что нет. Были проведены эксперименты на спарке Су-17 с ПГО и с «хитрой» системой управления. Летали В.В.Назарян и А.А.Муравьев из ЛИИ. Кроме них летали еще три экипажа, для достоверности, но основную работу сделали они. Так вот, Назарян из передней кабины управлял, а Муравьев в нужный момент должен был отключать СДУ. Короче, они должны были «раскачать» самолет, но не дать ему разрушиться. Выполнялась масса реализаций по ходу ручки, скорости ее отклонения, скоростям и высотам. В конце концов они «нарвались». Когда с перегрузкой -3,5 нос самолета стал отпускаться Муравьев попытался отключить СДУ. Не смог. Зато они успели прибрать тягу и уменьшить скорость, что их, очевидно, и спасло. Через 6 секунд провала вниз машина резко пошла вверх с перегрузкой 10, потом вниз до -6, далее опять вверх и так несколько «циклов». Мужиков просто размазывало по кабине. Назарян сумел удерживать ручку и тем самым не способствовал развитию раскачки. После остановки колебаний у них возникла проблема на посадке.
Этот полет доказал, что Соловьев просто не мог справиться в одиночку.
В ОКБ им. П.О.Сухого работает сейчас сын Е.С.Соловьева — Игорь Евгеньевич Соловьев — летчик-испытатель. Не менее интересно то, что на Т-10-2 Е.С.Соловьева выпускал ведущий инженер Марк Беленький. Теперь И.Е.Соловьева выпускает сын Марка Беленького, ведущий инженер Валерий Беленький.
Е.С.Соловьев жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (22.07.1966), Октябрьской Революции (08.07.1976), Красного Знамени (21.08.1964), Трудового Красного Знамени (26.04.1971), медалями, иностранной медалью.
В Жуковском на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Конструктор Сухой: «Су» — люди и самолеты. / Л. Кузьмина., М.: Воениздат, 1993 /
  • Летчики-испытатели. / Амирьянц Г.А., М.: Машиностроение, 1997 /

Помогали:

  • Д.В.Верещиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *