Белоус Геннадий Евгеньевич

1960-1991

Г.Е.Белоус

Г.Е.Белоус

Лётчик-испытатель 3-го класса (1989), капитан.
Родился 1 января 1960 года в деревне Погорельцы Несвижского района Минской области (Белоруссия). С 1972 жил в городе Лида Гродненской области.
В армии с 1977. В 1981 окончил Ейское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1987 — в запасе.
В 1989 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С мая 1989 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института. Белоуса считали в отряде сильным лётчиком. Он летал на самолётах, по меньшей мере, 18 типов из 30-35, которые испытываются в ЛИИ.
Погиб 12 августа 1991 года при выполнении полёта на МиГ-21.
Выполнялся тренировочный полёт в ходе подготовки к параду в честь Дня воздушного флота. Испытатели Урал Султанов и его ведомый Геннадий Белоус на МиГ-21, эскортируя сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, готовились показать на авиационном празднике точную копию исторического пролёта Ту-22 в сопровождении двух МиГ-21 на воздушном параде в Домодедово 1967 года. Они вдвоём должны были «покрутить» ещё немного пилотажа в парном строю.
Вспоминает А.Ю.Гарнаев: «… Заруливаю на свою стоянку. Пара «двадцать первых», прямо у меня над головой сделав проход, уходит влево на боевой разворот. Опять заходят на центр аэродрома и, пройдя уже вне поля моего зрения, распускаются. Видимо, они хотят ещё раз собраться и продолжить тренировку.
Слышу по радио неуверенный вопрос Урала, обращённый к Генке:
— Ты что, отошёл? Где ты?…
Такое впечатление, что ребята не очень чётко обговорили весь полёт на земле. Руководитель полётов тоже немного замялся — назвав почему-то позывной Урала, задаёт в эфир вопрос:
— Вам не мешает малоскоростной на посадочном курсе — подходит к дальнему?
Но такой вопрос должен быть скорее адресован Геннадию — это же он после роспуска пошёл в направлении третьего разворота. С упомянутого «малоскоростного» — проходящего испытания Ил-114, штатно докладывает о входе в глиссаду лётчик-испытатель ильюшинской фирмы с похожей на Генкину фамилией — Вячеслав Белоусов.
… И опять — недоуменный вопрос РП, непонятно почему обращённый к позывному Урала:
— Ты куда пошёл? Твоё место?
Короткая пауза…
И вдруг тот же голос руководителя полётов неестественно громко, надрывно выкрикивает одно оборванное слово:
— КАТАПУЛЬТИР…!!!
За считанные секунды до этого, обернув голову на рулении в сторону третьего разворота, я увидел крутнувшийся с малой высоты вниз МиГ-21…
Почти отвесное столкновение с землёй. Характерный гриб чёрного дыма…
И тут в эфире — удивлённый голос Урала, докладывающего своё место: он стоит в вираже над КДП, на его борту всё в порядке. Мелькает шальная мысль: быть может, эта страшная картина мне привиделась, а на самом-то деле — всё в порядке?
Но нет — ещё виден в стороне третьего разворота нерассеявшийся чёрный дым.
С ушедшего на второй круг Ил-114 раздаётся доклад Белоусова:
— Я пройду, посмотрю, что там…
И, через несколько секунд, на вопрос РП:
— Парашюта не видно? — несётся в эфир его ответ:
— Нет… Здесь в деревеньке с церквушкой, прямо рядом с одним домом вошёл. Практически отвесно…»
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • «Аэроузел-2» / А.Ю.Гарнаев, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /(1960 — 1991)

2 комментария

  1. Сергей:

    Светлая память Лётчику и Человеку. Будучи курсантом обладал исключительно широким кругозором, знаниями изучаемых дисциплин. К нему перед зачётами и экзаменами ходили на консультацию Гена «на пальцах» очень понятно объяснял. Своему «красному диплому», я во многом обязан Гене.

  2. Евгений:

    А причина катастрофы?

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *