Чкалов Валерий Павлович

1904-1938

В.П.Чкалов

В.П.Чкалов

Герой Советского Союза (24.07.1936), лётчик-испытатель, комбриг (1938).
Родился 2 февраля 1904 г. в слободе Василёво (ныне г.Чкаловск) Нижегородской губернии в семье мастера-котельщика.
После окончания сельской школы и технического училища в г.Череповце в 1918 работал молотобойцем, кочегаром. В 1919 добровольно вступил в Красную Армию, сборщик в IV авиационном парке в Нижнем Новгороде.
Учился в Егорьевской военно-теоретической школе лётчиков (1921-22), прошёл полный курс в Борисоглебской школе военных лётчиков (1922-23), учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и одновременно окончил Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя (1923-24).
С 1924 — летчик-истребитель Ленинградской 1-й Краснознаменной авиационной истребительной эскадрильи. Во время маневров Балтийского флота в 1924 был единственным, кому удалось при дожде и низкой облачности найти линкор «Марат» и сбросить на него вымпел. 16 ноября 1925 был демобилизован и осужден на 1 год (срок был снижен до 6 месяцев) за «поведение, дискредитирующее звания бойца Красной армии». В 1926 возвращен в ВВС РККА, в ту же часть, которая теперь базировалась в г.Гатчина. В 1927 году направлен в Москву как лучший летчик Ленинградской авиаэскадрильи для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. За блестящее летное мастерство получил благодарность в приказе наркома обороны К.Е.Ворошилова. С марта 1928 года командир звена в истребительной эскадрилье 15-й авиабригады (г.Брянск). Перегоняя самолеты из Гомеля в Брянск, вел группу на бреющем полете и врезался в телеграфные провода. 30 октября 1928 года осужден военным трибуналом Белорусского военного округа на 1 год, но через 16 суток освобожден постановлением ЦИК СССР и уволен из армии.
С 1928 года – в запасе. Летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота (позднее — Осовиахим).
В ноябре 1930 года восстановлен в ВВС как военный летчик. Зачислен на работу летчиком-испытателем в научно-испытательный институт ВВС. За два года работы в НИИ совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Участвовал в испытаниях «Звена-1» (на И-4).   С 23 апреля 1933 – в запасе.
С 1933 — лётчик-испытатель Московского авиационного завода им. Менжинского (АЗ №39; ЦКБ) и ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-14, И-15, И-16 (1934), составлявших основу истребительной авиации ВВС в конце 1930-х годов. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Совместно с Г.Ф.Байдуковым и А.В.Беляковым совершил перелёты: Москва — о.Удд (ныне о.Чкалов), 20-22 июля 1936; Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), 18-20 июня 1937.
С 26 декабря 1936 года — шеф-пилот авиационных заводов № 21 и №84. 3 октября 1937 из-за неисправности двигателя совершил вынужденную посадку на И-16 № 5210671 М-62И. Получил сильную травму головы и сотрясение мозга.
Депутат ВС СССР с 12 декабря 1937.
Всего испытал свыше 70 типов самолётов (И-180, ВИТ-2, НВ-1).
Погиб 15 декабря 1938 при испытании истребителя И-180-1.
Это был первый полет истребителя конструкции Н.Н.Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Полет готовился в страшной спешке — успеть до конца года. Поликарпов даже отказался подписать акт о готовности самолета к первому вылету. Сделавший это за него Д.Л.Томашевич был затем арестован.
В этот день был мороз -24° С. Полетное задание предписывало Чкалову совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м.» Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 2000 м, что было явным нарушением полетного задания. Чкалов пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок к дню рождения вождя, и издали стал планировать на ВПП. Но глиссада оказалась круче, чем предполагал летчик. Нужно было «подтянуть», и при даче газа переохлажденный двигатель М-88, не оснащенный лобовыми жалюзи, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Когда до полосы оставалось немногим более 500 метров, стало ясно, что посадки среди различных построек не избежать. Видя, что самолет не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору… Пилота при столкновении выбросило из кабины вместе со штурвалом в полусогнутом состоянии. Падая, он ударился головой о торчащий рельс и перебил себе мозжечок. Через 2 часа он скончался в Боткинской больнице не приходя в сознание.
Вероятно, при расчете захода на посадку Чкалов не учел, что на И-180, в отличие от «ишака», поставили винт изменяемого шага ВИШ-3Е. Так как механизм поворота не был доведен, лопасти винта зафиксировали в положении малого шага. И после остановки двигателя винт превратился в мощный тормоз…
Как потом подтвердили официальные испытания мотора М-88 на станке в мае 1939 г. у него «отсутствует приемистость с малого газа при различном тепловом его состоянии». Т.е. при быстром перемещении рычага управления мотором с малого газа (малых оборотов) на увеличение оборотов (при даче газа) независимо от температурного режима, мотор М-88 останавливался.
Урна с прахом Чкалова установлена в Кремлёвской стене.
Награжден 2 орденами Ленина (05.05.1935, 24.07.1936), орденом Красного Знамени (07.1937), медалью.
Его именем названы города в Нижегородской области России и Худжанской области Таджикистана, высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в Канаде, в Ванкувере. Город Оренбург с 1938 по 1957 носил имя Чкалов (правда, Чкалов здесь мог быть только пролетом).

Источники информации:

  • «Чкалов». ЖЗЛ. / Г. Байдуков, Москва, «Молодая Гвардия», 1991 /
  • Валерий Чкалов / В.В.Чкалова, М: «Типография «Новости», 2004 /
  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • И-180 / Авиация 1 1999 /
  • Советские ВВС накануне и в годы Великой Отечественной войны / В.Алексеенко. Авиация и Космонавтика, 4.2000 /

2 responses to “Чкалов Валерий Павлович

  1. Pingback: Аноним

  2. Pingback: Аноним

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *