Каримов Анвар Ибрагимович

1921-1961

А.И.Каримов

А.И.Каримов

Летчик-испытатель 1-го класса, полковник.
Родился 28 декабря 1921 года в деревне Ибраево Бузовляевского района ныне Республики Башкортостан. Окончил десятилетнюю школу.
С октября 1939 г. в армии. В 1940 г. поступил на учебу в Сталинградское военно-летное авиационное училище, по окончании которого в 1941 г. направлен на фронт (летчик-истребитель).
Участник Великой Отечественной войны. В 1943 г. получил ранение, с 1944 г. служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях против Японии. С 1948 г. летал на реактивных самолетах, с 1950 г. – командир эскадрильи (г.Ржев). Служил в 145-й истребительной авиадивизии, которой командовал В.И.Сталин.
С 1952 г. работает в Казани в опытно-конструкторском бюро Г.И.Бакшаева, которое занималось разработкой летающих мишеней. Пилот буксировщиков мишеней. Их испытания проводились на аэродроме Казанского авиационного завода №22.
С октября 1954 г. – летчик-испытатель реактивных самолетов Ту-16 на 22-м заводе №22 (ныне КАПО им. С.П.Горбунова). Освоил самолеты И-16, Як-1, Ла-1, Ла-9, Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-16, Ту-107Б.
В 1960 г. Анвар Каримов проходил стажировку в числе кандидатов в отряд космонавтов.
Погиб 20 июня 1961 г. в испытательном полете на Ту-16.
Одной из последних модификаций Ту-16 стал ракетоносец Ту-16К-10 – «заказ 238», который был выполнен заводом в количестве 150 единиц. Ввиду недостаточной дальности полета этого самолета конструкторы разработали систему крыльевой дозаправки с летающего танкера Ту-16. Испытания первой серийной машины Ту-16К-10 №5101 по дозаправке в воздухе проводил полковник Анвар Ибрагимович Каримов, а заправщик пилотировал его однофамилец Каримов Амир Хабибулович. Самолеты летели над Кировской областью. В районе Параньга — Медведки приступили к дозаправке, сделали две попытки — и обе оказались неудачными.
После этого Анвар Каримов, командир заправляемого Ту-16, передал, что прекращает эксперимент и поворачивает обратно. Видимо, экипаж очень сильно устал. Но командир заправщика А.Х.Каримов упросил сделать еще одну попытку.
В тот день руководителем полета был Г.Г.Балакин. Он слышал по радио диалог летчиков.

— Посмотри, что-то со шлангом случилось.
— Он почему-то сплющился.
— Ну ладно, попробуем еще…

И вдруг крик оператора с самолета-заправщика:

— Самолет в штопор вошел! Самолет в штопор вошел!
— Катапультируйся!

Памятник экипажу А.И.Каримова на Арском кладбище

Памятник экипажу А.И.Каримова на Арском кладбище

По оценке аварийной комиссии и со слов хвостового радиста самолета-заправщика, произошло следующее. Анвар Каримов слишком резко положил крыло на шланг. Конец шланга перехлестнулся и защемил элерон. Машина свалилась в крутую левую спираль и пропала в облаках. Падение самолета до вхождения его в облака наблюдал радист заправщика. С гибнущего Ту-16 катапультировался второй пилот В.А.Свиридов, но стабилизатором ему оторвало ноги и он погиб. Командир до конца боролся, пытаясь вывести машину из губительного крена, чтобы дать возможность экипажу покинуть самолет. Г.Г.Балакин по рации слышал возгласы А.И.Каримова: «Прыгайте! Прыгайте! Прыгай!..» Но экипаж из-за перегрузок не смог покинуть машину и погиб вместе с ней.
При работе аварийной комиссии выяснилась немаловажная деталь: шланг был непригоден к заправке. Его привезли из Куйбышева, но на нем не стояла подпись военпреда, разрешающего этот шланг к эксплуатации.
Вместе со своим командиром погибли члены экипажа В.С.Демидов, А.И.Воробьев, Г.А.Бадьянов и И.Д.Столяров.
Весь экипаж похоронен в братской могиле на Арском кладбище (г.Казань).
Награжден орденом «Знак Почёта» (12.07.1957), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией». В 2005 г. его именем названа улица в г.Казань.

Источники информации:

  • «Улетевшие навсегда» / И.Валеев /
  • Вот эта улица, вот этот дом / Р.Даутова, Вечерняя Казань.- 14.02.1998.- 025 /
  • «Казанских улиц имена» / К.Ф.Амиров, Р.Х.Ахметзянова, Р.Г.Вениаминов /
  • Каримов А.И. / Лента Победы /

2 комментария

  1. А.И.Каримов 12 июля 1957 года награждён орденом «Знак Почёта», который хорошо виден на фото.

  2. Людмила Сырчина:

    http://znamya.ucoz.ru/ репортаж о посещении места крушения ракетоносца ТУ-16: 20.06.61 «Причастились» к памяти погибших лётчиков-испытателей

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *