Кульнев Илья Ильич

1885-1915

Морской летчик, старший лейтенант.
Родился 9 января 1885 года в Софии. Потомок героя Отечественной войны 1812 года генерала Я.П.Кульнева. 28 января 1904 года был выпущен из Морского кадетского корпуса мичманом. Принял участие в русско-японской войне. Побывал в плену. Много плавал. Совершил две «кругосветки». Заинтересовался авиацией в 1912 году. Окончил теоретические курсы авиации при Петербургском политехническом институте, затем учился в Севастопольской авиационной школе.
Окончил Севастопольскую школу авиации в июне 1913 года. Служил в морской авиации Балт.флота. 29 (15 — ст.ст.) декабря 1913 года в Либаве (ныне Лиепая) совершил на высоте 300-400 м перевернутый полет в виде растянутой петли Нестерова на гидросамолете И.И.Сикорского С-10, положив тем самым начало высшему пилотажу на гидросамолетах.
Занимался и испытательной деятельностью, в частности, 1 июня 1914 года выполнил первый полет на летающей лодке Д.П.Григоровича М-1. Осенью 1914 года Кульнев в районе острова Эзель (ныне Сааремаа) первым в России совершил ночной взлет и посадку на воду. В начале 1915 года он совершил первый в России ночной полёт с пассажиром над Гельсингфорсом. Одним из первых лётчиков лейтенант Кульнев был награждён орденом за успешную разведку, проведённую им 20 августа 1914 года, когда он обнаружил отряд вражеских крейсеров.
Погиб 20 (7 — ст.ст.) мая 1915 года по новому стилю при катастрофе летающей лодки ФБА (FBA, ЛМ-2) в Ревеле (ныне Таллинн). Это был двухместный разведчик без вооружения, потом учебная лодка выпуска 1914 года. Всего было куплено 30 экземпляров этого французского самолета и построено на заводе Лебедева в Петербурге еще 34 экземпляра, состоявших на вооружении военно-морской авиации в 1914–1916 гг.
Считали, что причиной катастрофы был порыв ветра, «поддувший» маневрирующий на малой высоте аппарат.
«…В Ревеле погиб лейтенант И.И.Кульнев, погиб обидно, бесцельно. Сгубила его страсть порисоваться. Видимо, желая показать своё искусство перед стоящими на рейде кораблями, он на малой высоте стал закатывать крутые виражи, скользнул на крыло и был убит на месте» Дудоров Б.П. контр-адмирал, начальник Воздушной дивизии Балт.флота.

Источники информации:

  • На заре русской авиации и практической космонавтики / В.Лавренец, МБОФ «Победа – 1945 год». Издательство «Центр». Москва. 2003 /
  • «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» / В.Б.Шавров. Москва, «Машиностроение», 1986 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *