Михеев Иван Васильевич

1898-1935

И.В.Михеев

И.В.Михеев

Лётчик-испытатель.
Родился в 1898 году в деревне Наволок Песчанской волости (Карелия) в семье сапожника. До 1914 семья переехала в Москву. Окончил начальное училище, потом работал в кузнице, на гвоздильном заводе.
В годы первой мировой войны служил в армии телефонистом и шофером.
С 1918 — в Красной Армии. Служил на Центральном аэродроме мотористом. В Московской авиационной школе воздушного боя и бомбометания собрал аэроплан из обломков потерпевших аварии и списанных аппаратов и стал учиться летать. Вскоре инструктор И.К.Поляков выпустил его в самостоятельный полет. Он совершил около 200 полетов, прежде чем об этом узнало начальство школы!
С 1923 года — механик общества «Добролет». В 1925 принимает участие в групповом перелете Москва-Пекин в качестве бортмеханика Ю-13 «Правда» (пилот — И.К.Поляков). По возвращении из перелета, награжденный орденом Красного Знамени, он получил разрешение переучиться на пилота, специальностью которого овладел за три месяца вместо двух-трех лет.
В числе первых полярных летчиков Михеев ведет разведку тюленьих пастбищ в Белом море, выполняет полеты высочайшего класса сложности, одним из которых он прославился на весь мир.
17 норвежских судов оказались зажаты льдами, часть из них была уже раздавлена и пошла ко дну. С просьбой об оказании помощи к правительству СССР обратилось министерство торговли Норвегии. На поиски норвежцев вылетает экипаж Михеева и, прорвавшись сквозь непогоду, обнаруживает занесенные снегом суда между мысом Канин Нос и островом Колгуев. Сообщение летчики передали на ледокол «Малыгин», выведший суда из ледового плена.
14-16 февраля 1929 он спасает жизнь сельской учительницы А.Громцевой, которой требовалась срочная операция в клинике. Вылетев на Junkers F.13 из Москвы, в сплошном снегопаде Михеев отыскал в лесном массиве городок Пудож, удаленный от столицы на 850 км, и вовремя сумел доставить больную в Ленинград.
С 6 по 12 июня М.М.Громов и И.В.Михеев на АНТ-9 «Крылья Советов» выполнили перелет Москва-Севастополь-Москва.
В июле-августе этот же экипаж на АНТ-9 выполняет международный перелет Москва-Травемюнде-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Париж-Берлин-Варшава-Москва.
25 сентября 1929 Михеев с Н.Камовым поднимает в воздух первый советский винтокрылый аппарат КАСКР-I. В третьем полете автожир потерпел аварию — перевернулся на взлете. Через 9 месяцев испытания восстановленного аппарата продолжил Д.А.Кошиц.
С 31 января по 6 марта 1931 И.В.Михеев с механиком В.И.Монаховым на АНТ-9 выполнил перелет из Москвы в Обдорск и обратно для вывозки пушнины.
18 августа 1933 наша страна впервые отмечала День авиации, и Советское правительство наградило орденами группу работников гражданской авиации. Высшей Награды Родины — ордена Ленина был удостоен один пилот Аэрофлота — Иван Васильевич Михеев. И именно ему было доверено управлять АНТ-14 «Правда» — флагманом Особой сводной авиационно-воздухоплавательной эскадрильи имени М.Горького, созданной 17 марта 1933 при Главном управлении ГВФ.
Погиб 18 мая 1935 г. при выполнении полета на АНТ-20 «Максим Горький».
Этот полет был приурочен к открытию первой линии столичного метро. В честь этого события «Максим Горький» был выделен для экскурсионных полетов над Москвой. В числе пассажиров были 36 ударников Центрального аэрогидродинамического института и членов их семей, несколько почетных гостей.
Кроме того, полет этот числился как сдаточный. Летчик ЦАГИ Н.С.Журов передавал «Максима Горького» пилоту агитэскадрильи И.В.Михееву.
«…Эскортируя «Максим Горький« на истребителе И-5, летчик Н.П.Благин начал выполнять в непосредственной близости от самолета фигуры высшего пилотажа, не предусмотренные полетным заданием. При попытке описать петлю вокруг самолета он потерял скорость в верхней точке и его неуправляемый самолет упал на крыло «Максима Горького». Экипаж и пассажиры самолета погибли.
Михеев похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награжден орденом Ленина (1933), орденом Красного Знамени (1925).
Имя Ивана Михеева было присвоено первому серийному АИР-6, входившему в состав агитэскадрильи им. Максима Горького.

Источники информации:

  • «Конструктор вертолетов» / Л.Кузьмина, М., «Молодая гвардия», 1988 /
  • Они ставили на крыло самолеты «Правда». / Правда КПРФ (Москва).- 03.08.2001.- 086 /
  • Гигант пятого океана. / Б.Орлов. Воздушный транспорт (Москва).- 30.06.1999.- 026 /
  • Летчик Михеев / Н.С.Бобров, М., «Молодая гвардия», 1936 /
  • Летчик Иван Михеев из Тубозера / Е. Нилов, газета «Карелия»/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *