Преман Эдгар Юганович

1910-1937

Э.Ю.Преман

Э.Ю.Преман

Летчик-испытатель, старший лейтенант.
Родился в 1910 году. Эстонец.
С 193? — летчик-испытатель НИИ ВВС. По воспоминаниям П.М.Стефановского, Эдгард Юганович был славным веселым парнем, отличным смелым летчиком-испытателем и чудесным чутким товарищем. Маленький, плотный, с круглым, улыбчивым лицом, он обладал редким остроумием.
В 1935-36 гг с В.К.Коккинаки, В.А.Степанчонком, С.П.Супруном и В.Н.Евсеевым входил в состав пилотажной группы «красная пятерка», выполнявшей высший пилотаж на специально облегченных И-16, красных с черными капотами.
Участвовал в госиспытаниях ЦКБ-3 (И-15) № 7 без чайки на верхнем крыле (1935), ДИ-6 М-25 (1936).
На И-15 буксировал планер Г-9 с П.М.Стефановским, установивший 12 марта 1936 г. рекорд высоты — 10360 м.
Погиб 22 июля (по др.данным 21 июня) 1937 г. при выполнении испытательного полета на истребителе «7211» конструкции А.А.Боровкова и И.Ф.Флорова.
1 июня 1937 г. «семерку» облетал летчик НИИ ВВС П.М.Стефановский, который дал машине положительную оценку. Заинтересовался новым самолётом и прибывший из Испании Яков Смушкевич. Было решено в кратчайший срок провести госиспытания, самолет отправить в подмосковный город Щелково. Для перегонки с авиазавода на аэродром НИИ прибыл один из наиболее опытных испытателей — Э.Ю.Преман. Он, как всегда, подробно ознакомился с новым самолетом на земле. Отлично взлетел и направился в зону пилотажа. Выполнив положенные эволюции, он развернул машину на аэродром, выполнил заход и расчет на посадку, точно приземлился у посадочного Т.
Едва Преман начал послепосадочный пробег, как с боковой рулежной дорожки вышел на взлетную полосу пассажирский самолет. Летчик мгновенно сориентировался: дал газ, быстро оторвался от земли и ушел на второй круг.
Но вдруг «обрезал» мотор М-85. Самолет успел к этому моменту набрать высоту около ста метров. Впереди находились жилые дома и железнодорожное полотно. Летчик сделал доворот влево и направил машину на картофельное поле, но увидел здесь высоковольтные провода. Сделал еще один доворот и потерял последний остаток высоты. Последовал сильный удар о насыпь железной дороги. Смялась вся передняя часть фюзеляжа, сдвинулось с места сиденье летчика…
Преман погиб, ударившись головой о рельс. Командование приняло решение похоронить его на территории НИИ, со всеми воинскими почестями. Для перевозки тела послали четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3Р.
Причину катастрофы быстро нашли – от вибрации мотора сорвалась игла карбюратора и перекрыла подачу бензина. Виновными определили директора авиазавода №21 Мирошникова и главного конструктора моторного завода №29 в Запорожье А.С.Назарова, которых и арестовали.
Награжден орденом Ленина.

Источники информации:

  • Время, люди, самолеты / И.Г.Рабкин, — М.: Московский рабочий, 1985 /
  • «Истребители Боровкова и Фролова» / Арсенал /
  • Принявший удар / В.Федоров, Земля Нижегородская /
  • «История конструкций самолетов в СССР. 1938-1950 гг.» / В.Б.Шавров, 2-е изд., Машиностроение,1988 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968./

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *