Амет-Хан Султан

1920-1971

С.Амет-Хан

С.Амет-Хан

Дважды Герой Советского Союза (24.08.1943, 29.06.1945), заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), подполковник (1957).
Родился 25 (по другим сведениям — 20) октября 1920 года в Алупке (Крым) в семье рабочего. Отец лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать — крымская татарка. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. В 1936 окончил 7 классов школы, в 1937 — железнодорожное ФЗУ в Симферополе. Работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1939 окончил Симферопольский аэроклуб.
В армии с февраля 1939. В 1940 окончил Качинскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС (Одесский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-октябре 1942 — лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (Юго-Западный фронт, ПВО г.Ярославля, Воронежский и Сталинградский фронты). Участвовал в оборонительных боях на юге Украины, в обороне Ростова-на-Дону и Воронежа. 31 мая 1942, защищая небо Ярославля, таранным ударом сбил бомбардировщик противника, покинул «Харрикейн» с парашютом. В октябре 1942-мае 1945 — командир авиаэскадрильи, помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (Сталинградский, Южный, 4-й Украинский, 3-й и 1-й Белорусский фронты). Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Донбасса и Крыма, в Восточно-Прусской и Берлинской операциях. Совершил 603 боевых вылета на И-153, «Харрикейне», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобре» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 33 и в составе группы 19 самолётов противника. В августе 1942 был сбит, покинул Як-7Б с парашютом.
В 1945-1946 учился в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 — в запасе.
С февраля 1947 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1949 году ему присвоен 3-й класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, в сентябре 1952 года — 1-й класс. Поднял в небо и провёл испытания И-320 («Р-2») (10.12.1949; 2-й пилот), пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета-3») (1951-1953), НМ-1 (7.04.1959).
Провёл испытания ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (1947-1949), СИ-10 (1953), СМ-20 (1957-1958); испытания по отработке системы дозаправки самолётов методом «с крыла на крыло» (1949); испытания двигателя Р-15-300 на Ту-16ЛЛ (1961-1962); испытания катапультных кресел на МиГ-15ЛЛ и Су-7ЛЛ. Выполнил ряд испытательных работ на Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18, Ил-28, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-4,Ту-16, Ту-104, Ту-110, Як-15, Як-25, Як-27, Як-28, Як-40 по тематике института.
В 1947–1949 годах совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (угол – 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха).
22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.
В 1949 году С.Амет-Хан совместно с А.П.Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолётов методом «с крыла на крыло». 16 июня 1949 года совместно с И.И.Шелестом на самолёте Ту-4 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.
В 1951-53 годах С.Амет-Ханом совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога К самолёта-снаряда КС («Комета-3»). В ходе испытаний по этой теме С.Амет-Хан выполнил первый полёт К с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя Ту-4КС (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной отцепки двигатель самолёта-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была присуждена Сталинская премия 2-й степени (впоследствии стала именоваться Государственная премия СССР).
Выполнил первый вылет КСК (23 июля 1955 г.).
В 1957-1958 годах совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым была проведена аналогичная работа на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.
В 1953 году Амет-Ханом были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.
12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И.Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. Поэтому С.Амет-Хан принял мужественное решение сажать самолёт.
Участвовал в испытаниях 100 типов самолетов и их модификаций, его налёт составил 4237 часов.
Погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на Ту-16ЛЛ.
Как выяснила комиссия, после взлета не были убраны закрылки. Ту-16 с точки зрения динамики с выпущенными и с убранными закрылками очень разный самолет. Возникли расходящиеся колебания из-за разгона с закрылками — червячную передачу нашли в выпущенном положении. На обрывке осциллограммы были ясно видны колебания перегрузки. На втором периоде — 6 единиц. Кабина с летчиками практически отломилась. Сам самолет глубоко ушел в болото, а кабину нашел лесник с кордона в четырех километрах от самолета. Проведенное моделирование полностью совпало с данными объективного контроля.
Вместе с Амет-Ханом погибли:

В экипаже должен был быть еще помощник ведущего инженера Вячеслав Мокроусов, но он задерживался и командир принял решение лететь без него.
Амет-хан жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Сталинская премия 2-й степени (1953). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942, 13.10.1943, 20.04.1945, 3.02.1953), орденами Александра Невского (7.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (5.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.
Его именем названы проспект в Махачкале, улицы в Алупке, Жуковском, Каспийске (Дагес­тан), малая планета, аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане. Бюсты установлены в Алупке, Каспийске, Махачкале, Феодосии и посёлке Цовкра-1 (Дагестан).

Источники информации:

  • «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, 2-е изд., — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015 /
  • Страстная неделя / Л.С.Попов, М.:Издательский дом «Авиация и космонавтика»; Агенство «Кречет», 1995 /
  • «Аэроузел-2» / А.Ю.Гарнаев, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Наших улиц имена / г.Жуковский /
  • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1 / М.: Воениз., 1987 /
  • Амет-Хан Султан / Бутаев Б.Б. — М.: Патриот, 2005 /

Помогали:

  • Д.В.Верещиков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *