1923 — 1950
Летчик-испытатель 3 класса (1948), капитан.
Родился 1 мая 1923 года в Киеве. С 1937 жил в Москве. В 1939 окончил Дзержинский аэроклуб г.Москвы.
В армии с 1939 года. В 1940 окончил Борисоглебскую ВАШЛ, оставлен в ней летчиком-инструктором. На всех соревнованиях инструкторов по пилотажу и воздушной стрельбе неизменно занимал призовые места. Все это время подавал рапорты – просился на фронт. Но получил долгожданное направление только в феврале 1945 года, когда до окончания войны оставалось неполных три месяца.
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1944 – мае 1945 — летчик, заместитель командира АЭ 233-го истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт); совершил 71 боевой вылет. 19 февраля 1945 г. у г.Кюстрин (Польша) таранил FW-190. Произвёл посадку на своём аэродроме. Сбил 15 (10) самолетов противника.
В 1945-1946 – летчик-испытатель НИИ ВВС.
В 1946-1948 – летчик-испытатель НИИ-1; провел испытания двигателей РД-10 и ТР-1 на самолетах (1947).
В 1949 окончил курсы летчиков-испытателей при ШЛИ.
С марта 1948 – на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полете на МиГ-9 (1948) и Ла-15 (1949). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя; радиооборудования; провел исследования в области больших М и перегрузок на МиГ-15, Як-15, Як-19.
Погиб 17 апреля 1950 года в испытательном полете на реактивном истребителе Ла-15.
Это была летающая лаборатория № 52210415, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначенная для исследования распределения давления на их поверхностей. Через 5 минут после взлета с аэродрома ЛИИ прервалась радиосвязь с летчиком и самолет врезался в землю.
Причины катастрофы остались невыясненными. Никаких тревожных сообщений по радио от летчика не было. Свидетелей тоже не оказалось. Просто самолет не вернулся с задания. Были предприняты активные поиски, обнаружили воронку с перемешанными обломками вдребезги разбитого самолета. Уже гораздо позднее выяснилось, что причиной катастрофы оказался новый, ранее незнакомый вид вибраций.
К сожалению, катастрофа А.Ершова была использована для отставки командира 2 испытательного отряда ЛИИ М.Л.Галлая, «как лица, непосредственно отвечающее за безопасность испытательных полетов».
Ершов жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награжден 3 орденами Красного Знамени (29.03.1945, 30.03.1945, 10.05.1945), медалями.
Источники:
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Я думал: это давно забыто / Марк Галлай. Москва. «Машиностроение», 2000 /
- Кто есть кто / ВВС России /
Помогали:
- С.С.Еремин