Груздев Константин Афанасьевич

1907-1943

К.А.Груздев

К.А.Груздев

Лётчик-испытатель, подполковник (1942).
Родился 5 июня (23 мая — ст.ст.) 1908 года в Москве. В 1928 году окончил механико-техническую школу в Вологде.
В армии с 1928 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
19 июня 1937 года, следуя на поезде в Испанию в числе советских лётчиков-добровольцев, был арестован на чешско-германской границе и до февраля 1938 года находился в тюремном заключении в Германии. После возвращения на Родину продолжал службу в строевых частях ВВС. За мужество, проявленное в тюремном заключении, был награждён орденом Красного Знамени.
В 1940 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС.
С октября 1940 года по июнь 1941 года – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Служил в 1-м и 3-м отделах. Провёл сложные испытания истребителя МиГ-3 на устойчивость. Участвовал в госиспытаниях самолётов Як-1 (ноябрь 1940), УТИ-26-2 (Як-7УТИ) (апрель 1941), ЛаГГ-3 (1941) и И-30 (1941).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – командир авиаэскадрильи 402-го истребительного авиационного полка, в июле-ноябре 1941 – командир 402-го истребительного авиационного полка, в ноябре 1941 – мае 1942 – старший лётчик-инспектор Управления ВВС Северо-Западного фронта. Воевал на Северо-Западном фронте. Участвовал в оборонительных боях на идрицком и старорусском направлениях. Совершил 261 боевой вылет на истребителях МиГ-3, Як-1 и ЛаГГ-3, в воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 6 самолётов противника. В октябре 1941 года представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Разработал и немедленно применил весьма эффективный прием борьбы с «Me 110». Предложил и использовал выпуск посадочных щитков для уменьшения радиуса виража.
15 марта 1942 г. выступил в газете «Сталинский Сокол» со статьей «Как вести воздушный бой с мессершмиттом-115». Условно названный «мессер-115» был Ме-109Ф, захваченный на аэродроме Тушино при вынужденной посадке немецкого летчика. После ремонта Ме-109Ф проходил испытания в НИИ ВВС, которые закончились в апреле 1942 г.
В мае-июне 1942 – командир 416-го истребительного авиационного полка, лётчики которого переучивались на «Харрикейны» в городе Иваново.
С июля 1942 – вновь лётчик-испытатель в НИИ ВВС. Служил в отделе испытаний опытных самолётов. Провёл госиспытания Як-9 (1942), испытания истребителей Як-7, Р-39 «Аэрокобра» и «Харрикейн» на высший пилотаж, отработку бомбометания по воздушным целям на ЛаГГ-3.
18 декабря 1942 года при выполнении испытательного полёта на истребителе Як-7Б для определения максимальных скоростей по высотам, на режиме номинальной мощности мотор начал давать и перебои и вскоре отказал. С высоты 1.000 метров К.А.Груздев спланировал на свой аэродром, выпустил шасси и благополучно совершил посадку.
Зимой 1943 года вместе с Г.Я.Бахчиванджи испытывал первый ракетный истребитель БИ-1. 12 января 1943 года выполнил один полёт на нём, при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но Груздев благополучно посадил самолёт. В воспоминаниях А.В.Палло имеется колоритное высказывание Груздева после полета на БИ: «И быстро, и страшно, и очень позади. Как черт на метле».
Погиб 2 февраля 1943 года при выполнении испытательного полёта на Р-39 «Аэрокобра».
В этот день лётчик-испытатель К.А.Груздев на Кольцовском аэродроме в Свердловске (ныне Екатеринбург) выполнял испытательный полёт на срывы истребителя Р-39 «Аэрокобра» в штопор. После одночасового полёта самолёт пошёл на снижение, круто планируя с высоты 1.200-1.100 метров в направлении аэродрома Кольцово со стороны посёлка Арамиль (Свердловская область). Угол снижения увеличивался и достиг у земли 50-60 градусов. Сохраняя направление планирования, Р-39 «Аэрокобра» с работающим мотором и выпущенным шасси врезалась в землю в 2 километрах северо-восточнее аэродрома Кольцово. При ударе о землю самолёт полностью разрушился, К.А.Груздев погиб. Причины катастрофы так и не были установлены. Предположили, что хвостовая часть фюзеляжа из-за недостаточной прочности деформировалась и истребитель стал неуправляемым.
Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково) Московской области. Похоронен в посёлке Малый Исток (в черте микрорайона Кольцово города Екатеринбург).
Награждён орденом Ленина (15.05.1942), 2 орденами Красного Знамени (17.07.1937; 27.11.1941), медалью «ХХ лет РККА».

Источники информации:

  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Четыре встречи с Арвидом Палло / А.Локтев, «Вестник» №18(225), 31 августа 1999 /
  • Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • Полет в реактивную эру / В.Мишин, Авиация и космонавтика /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *