Качан Павел Федорович

1892-1940

П.Ф.Качан

П.Ф.Качан

Летчик.
Родился в 1892 году в семье крестьянина Таврической губернии. Окончив военное училище, он в звании прапорщика поступил в Гатчинскую летную школу, которую окончил в 1915 году. Назначенный для прохождения службы в 33-й КАО Павел Качан за отвагу и храбрость был награжден Георгиевскими крестами. В декабре 1917 года после прекращения боевых действий Российской Армии и украинизации Юго-Западного фронта служил в штабе Украинской авиации до июня 1918 года, после чего перебрался в Новочеркасск и вступил в Добровольческую армию. Свой переход обосновывал несогласием с политикой большевиков в отношении офицеров. По приказу Муравьева в это время производились массовые расстрелы офицеров. Служил в ВСЮР и Русской Армии во 2-м, 4-м и 5-м авиационных отрядах. После поражения Врангеля эмигрировал.
В эвакуации Качан был зачислен во 2-й армейский корпус и отправлен в Галлиполи, где находился до декабря 1921 года. В составе Корниловского, Дроздовского и Марковского полков был переведен в г.Варну (Болгария), где числился летчиком 1-го отряда авиационного дивизиона до мая 1922 года. Из-за конфликта между Правительством Болгарии и генералом Кутеповым, воспользовавшись неразберихой, Качан самовольно уехал в Сербию в г.Белград, где находился до июля 1922 года, после чего переехал в Нови Сад. Там он устроился на работу в Воздухоплавательную команду в качестве вольнонаемного механика.
6 августа 1923 года поручик Качан и летчик И.А.Лойко, похитив самолет «Бреге-14», совершили мужественный перелет через горы, в облаках. Но бензина для того, чтобы долететь до России, у них не хватило. Пришлось сесть в Румынии. Под угрозой возвращения в королевство СХС (Югославию), где их ждала смертная казнь, были вынуждены дать подписку о сотрудничестве с румынской контразведкой. За это их переправили в СССР.
С 1924 — инструктор в Серпуховской школе воздушной стрельбы и бомбометания («Стрельбом»; 3-я ВШЛ).
21 августа 1929 арестован и осужден по статье 58 п.6 на 10 лет концлагерей.
С 19?? года находился на испытательной работе.
Погиб в 1940 году при испытании нового типа самолета.

Источники информации:

  • На заре русской авиации и практической космонавтики. / В.Лавренец, МБОФ «Победа – 1945 год». Издательство «Центр». Москва. 2003 /
  • Неоконченная повесть / Братья Лойко, Томск, 2005 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *