1934-1973
Лётчик-испытатель 1-го класса (1972), подполковник.
Родился 14 июня 1934 года в городе Худжанд (Таджикистан). В 1951 окончил Ленинабадскую спецшколу ВВС, в 1955 – 4 курса Московского автодорожного института (в 1959 заочно окончил полный курс обучения), в 1965 – Казанский авиационный институт (защищался по САУ).
В армии с 1955. В 1956 окончил 6-ю военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков, в 1957 – Сызранское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке).
С января 1964 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1-е Управление, Служба лётных испытаний истребительной авиации). Участвовал в испытаниях Су-9, Ту-128, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25П.
На одном опытных экземпляров МиГ-25П Кузнецов, имитируя в воздухе возможные отказы САУ, неосторожно задержался с выключением одной из них, и самолёт забросило на такой режим кабрирования, с которого произошло сваливание с дальнейшим штопорным вращением. Ни высота, ни опыт лётчика в тот момент не позволили ему выйти из создавшегося положения без применения катапульты.
Погиб 30 мая 1973 года при выполнении испытательного полёта на МиГ-25П.
На МиГ-25П № 808 (первом самолете с дифференциальным стабилизатором для улучшения поперечной управляемости на высоких скоростях) проводились испытания по определению ухода гироскопа в системе курсовертикали. Режимы, на которых проходили испытания, были довольно жесткими. Они выполнялись на высоте 100-200 метров, на околозвуковой скорости на махе 0,98 (скорость 1150-1200 км/час), по четырехугольному маршруту и обязательно с ракетами. По воспоминаниям В.Е.Меницкого, «после окончания режима мы «подпрыгивали» резко вверх и буквально, как у нас говорят, «на соплях» садились с ходу на аэродром. Топлива оставалось при этом полторы тонны, практически на самом пределе (аварийный остаток составлял 2200 кг), потому что расходы на этом режиме были большие, да и околозвуковая скорость разрешалась только на определенном расстоянии от аэродрома, в специально отведенной зоне.»
После выполнения 6 полетов испытателями ОКБ А.И.Микояна испытания продолжил А.В.Кузнецов. У военных более строгие правила для своих летчиков, и посадка с аварийным остатком топлива считалась предпосылкой к летному происшествию. Поэтому этот первый облеточный полет выполнялся без ракет (с ракетами на данных режимах «закусывания» стабилизатора не происходило). И по расчетам, он заканчивал задание, имея четыре с половиной тонны горючего. После окончания режима Кузнецов должен был «подпрыгнуть» вверх, пройти 150 километров и выйти на круг с 3,5 тоннами керосина, что позволяло ему на МиГ-25 сделать еще хотя бы пару кругов. Но вместо благополучной посадки произошла нелепая катастрофа, у которой было много причин.
Когда Кузнецов попал на аварийный режим, плохо закрепленная приборная доска, вибрируя, постепенно «завела» крепежные болты, и они стали раскручиваться. А когда Александр понял, что надо катапультироваться и привел катапульту в рабочее состояние, кресло пошло. Когда пошло кресло, стали срабатывать ножные захваты. Тросики, привязанные к приборной доске, должны были оторваться. Но они не оторвались, поскольку были привязаны контровкой. Конечно, и контровка бы слетела, но из-за того, что болты открутились, приборная доска вывернулась и со страшной силой ударила летчика по голени…
Парашют автоматически раскрылся и опустил Кузнецова на землю. После приземления на перебитые ноги он не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от потери крови и болевого шока.
Лишь после гибели О.В.Гудкова была окончательно выяснена причина катастрофы — перекомпенсация стабилизатора на околозвуковых скоростях.
Кузнецов жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в городе Щёлково Московской области.
Награждён медалями.
Источники информации:
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- Взлетная полоса длиной в жизнь / В.Кондауров, Жуковский: Авиационный Печатный Двор, 2000 /
- С.А.Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя»
- «Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя» (В.Е.Меницкий — М.ОЛМА-ПРЕСС, 1999)
- Список лётного состава войсковой части 15650 погибшего в испытательных полётах / Ахтубинск /
Помогали:
- Д.В.Верещиков
Мой очень близкий друг — Саша Кузнецов. Родился ровно 87 лет тому назад. Родился как Кондратович Александр Юзефович. Отец его был поляк и землемер. В 1937 году он получил 10 лет без права переписки — что это означало известно. Таким образом Саша получил все»льготы сына врага народа» — т.е никуда. Мечтал стать летчиком, но… Мама Саши вышла замуж за Кузнецова Вадима, который усыновил Сашу. С тех пор он Кузнецов Александр Вадимович. Замечательно закончил школу, но поступить смог только в строительный институт в Москве — новая фамилия не спасла. Мосты и туннели. Паралельно летал. В марте 1953 умер Сталин. Вскоре Саша покинул строительный институт (который окончил позже) и поступил в летное училище. Далее его биография известна.
29 мая 1973 г. получил от него письмо. Последнее. 30 мая мне сообщили о гибели Саши. Полетел в Ахтубинск. Несколько лет не мог привыкнуть к его гибели. Почти с тех пор дома висит его фотопортрет в рубашке, кот я сделал с нашей совместной фотографии. На портрете он такой каким был — красивый, умный и остроумный. Пока я жив он всегда со мной.
У его любимой дочери Татьяны сегодня день рождения. Поздравляю.
Сегодня, 14 июня 2022 года ровно 50 лет с 38 Дня Рождения Саши, который мы, его друзья и коллеги отмечали у него дома. Отмечали дней 5 подряд — выходные и отгулы за «показуху» в Грошево. Как будто провидение определило что это при его жизни последний такой длинный Праздник — День Рождения.
Хорошо бы чтобы там наверху что-то было и он там — небесный по профессии и замечательный человек. Тогда встретимся.
Татьяну Александровну, его доченьку, поздравляю с двойным Праздником — его и ее Днем Рождения.
Валерий, добрый день, меня зовут Валентина, рождена в Ахтубинске, интереует история жизни Александра Кузнецова, как с вами можно связаться?
Моя мама Саша Родионова
Мой телефон, вотсап, телеграм 8 999 985 1972, напишите мне, пожалуйста
Я родилась 17 октября 1972 года, мне будет в октябре 50 лет. Жизнь и смерть Александра Вадимовича коснулась и моей семьи, Напишите, пока я и вы еще живы, это очень важно для меня.
Сегодня ровно 50 лет как Саши не стало. Не стало обоятельного, замечательного человека и друга. Сегодня мне 84 и все эти лета он со мной. И всегда старше меня. Иногда задумываюсь об уходе — лет-то уже много. Верую что твм непременно встречусь с ним. Многие близкие уже ушли, но его уход самый неправильный. Ежели кто прочитает помяните Санечку — он этого очень достоин.
Сегодня Саше ровно 89 лет, мне ровно 84,5. 50 лет без него. Как-то быстро просвистели эти лета.
Все про него помню. Как он летал по нашей теме, как разбирали полеты, как отмечали окончание программы, как принимали » по рюмочке», как валяли дурака, как лежали на ковре в его доме и молча читали каждый свое, как слушали музыку, как стирали рубашки у него в ванне, как радостно встречались когда я приезжал, и еще очень много хороших и замечательных как.
Долгая и светлая память про тебя и о тебе, Саша.
Сегодня 51 год как Саша погиб. Быстро летит время. Но он все эти годы со мной. Скоро ему стукнет 90. Долгая память о нем. Очень славный и замечательный человек.
Сегодня Саше 90 лет! Конечно выпью рюмочку и не одну за него. Обаятельный и умный человек. Не частое это сочетание. В нем оно было. Мне в этой жизни повезло — встретиться с ним. Спасибо тебе Санечка.
У его доченьки — Татьяны сегодня тоже День Рождения. Всего самого хорошего ей.