1908-1944
Лётчик-испытатель 2-го класса (1943), майор (1944).
Родился 26 (13 — ст.ст.) июля 1908 года (при призыве в армию приписал себя один год) в Санкт-Петербурге в семье «чернорабочего пенсионера» (на самом деле происхождение являлось не рабочим, а аристократическим). В 1916 году пошел учиться в начальную школу. Сразу после революции семья выехала в Сибирь, где проживала в разных губерниях вплоть до смерти отца, Ермолая Ивановича. После этого, в 1922 году переехал в Саратов на учебу, куда впоследствии перевез всю семью. В тот же год вступил в ВЛКСМ, откуда был вскоре исключен «за индивидуализм». С 1923 работал токарем по металлу в мастерских Автопромторга. В 1925 окончил школу повышенного типа.
В армии с июля 1926. 29 сентября 1927 года совершил первый самостоятельный полет на самолете У-1. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 – Борисоглебскую ВАШЛ, где оставался на должности инструктора до середины 1929 года.
Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация). 6 августа 1929 года назначен на должность младшего летчика 15-й авиационной им. ЦИК СССР эскадрильи. 25 марта 1930 года назначен на должность старшего летчика. 28 ноября 1930 года назначен на должность командира звена. В начале января 1931 года назначен на должность командира 2 авиаотряда.
На протяжении всего этого периода неоднократно и разнообразно поощрялся командованием за «высокую боеготовность», «хорошую технику пилотирования», «высокую технику полета», «отличные показатели в стрельбе по воздушным целям», «высокие результаты стрельбы по щитам, конусам и бомбометанию в одиночку и звеном», «высокие летно-боевые качества и умелое руководство», «отличные ночные посадки и результаты в технике пилотирования», «ударную работу, обеспечивающую безаварийность эскадрильи», «создание в авиабригаде класса техники пилотирования и аварийности» и т.д.
Все это привело к тому, что в 1932 году был назначен представлять авиаэскадрилью на майском Московском авиационном параде. С этого момента участвовал во всех авиапарадах. После прибытия в часть назначен на должность командира 1 авиаотряда и вступает в ВКП(б). В конце следующего года переведен в 24 авиаэскадрилью на должность командира и представлен «по выслуге и способностям» к выдвижению в средний и старший командный состав.
На показе новейшей авиационной техники в начале 1936 года продемонстрировал такой класс владения новейшей техникой, что по запросу ГУАП НКТП был демобилизован и передан в распоряжение последнего в качестве летчика-испытателя завода №1 НКАП (г.Москва).
С 1936 по 1940 – лётчик-испытатель а/завода №1 (г.Москва); испытывал серийные Р-5ССС, Р-Z, И-15бис, ДИ-6, И-153, МиГ-1. 30 июня 1937 года поднимает в высотном буксировочном полете планер «Г-9» с летчиком-планеристом В.П.Федоровым на высоту 12.105 метров, в 1938 занимается серией испытательных полетов с высотными герметичными кабинами. 25 января 1940 впервые в стране выполнил полёт на самолёте с включением ПВРД (И-15бис с двумя ДМ-2). Провёл испытания штурмовика Ш конструкции С.А.Кочеригина (1938), И-153ТК (1939), И-15бис с ПВРД (1940), И-153 с ПВРД (1940). 27 октября 1940 года летчик П.Е.Логинов на И-153 с ПВРД ДМ-4 на высоте 2000 метров развил скорость 439 километров в час, нарастив ее за счет ускорителей на 51 км/час.
С 1940 – лётчик-испытатель ОКБ Н.Н.Поликарпова. Выполнил первый полёт и провёл испытания И-185 с мотором М-81 (11.01.1941).
В ходе испытаний случалось всякое — заклинивания моторов, перекашивания управления, заливание выброшенным под давлением маслом лица и глаз, но Логинов совершал успешные посадки и спасал опытные машины. Но однажды при вынужденной посадке самолет перевернулся и летчик более четырех часов подряд провисел в кабине вверх ногами, пока самолет откопали.
В августе 1941 (в ЛИИ) участвовал в проведении испытаний ЛаГГ-3 на штопор.
С эвакуацией АЗ №51 в Новосибирск работы еще оказывается больше, но он рвется на фронт… Единственная надежда на повтор своей выходки почти десятилетней давности оказывается верным решением — и, выполнив посадку в притирку к трибуне после впечатляющего пилотажа на очередной экспериментальной машине он выскакивает на крыло перед Сталиным, сразу пообещавшим выполнить любую просьбу лихого пилота. Но по словам Шахурина, наркома авиапрома, «испытывать и так почти некому, обратно с фронта отзывают для этого лучших из лучших…» Верховный главнокомандующий, оказавшись в затруднении, решает вопрос максимально просто: испытал машину на заводе — сам будешь вести и фронтовые испытания, заодно и строевых пилотов подготовишь.
Первым таким самолетом оказывается самый передовой истребитель того времени — И-185. Под руководством Логинова готовится состав строевой части, осенью 1942 организовывается знаменитый «террор в воздухе» на Калининском фронте.
С 1943/4 – лётчик-испытатель а/завода №381 (г.Москва); испытывал серийные Ла-5ФН.
С 1944 вновь в армии. Участник Великой Отечественной войны: в 1944 проходил боевую стажировку в должности лётчика 19-го истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт).
19 июля 1944 года не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою) в районе посёлка Штунь ныне Любомльского района Волынской области (Украина).
«19.7.44 года, 12.40 — 13.55, пара — майор Логинов и старший лейтенант Петров, вылетали на свободную охоту в район Любомль… В районе цели задержались и в 13.35 на H=700 метров, южнее 10 километров Любомль — П. Штунь были атакованы сзади под ракурсом 3/4 6-ю ФВ-190… После выхода из боевого разворота Петров оказался на 500 — 600 метров выше противника и нижнего слоя облачности, Логинова не заметил, но делая вираж с набором высоты видел два горящих самолета (правая плоскость), которые скользили влево… Старший лейтенант Петров парашютистов из горящих самолетов после переворота не наблюдал, так как сам был скован оставшимися 4-мя истребителями противника… Предположительно, ведущий, майор Логинов, пошел в атаку, прикрывая ведомого, и был сбит истребителями противника…
Помощник командира 19-го ИАПКП капитан Титоренко.»
Жил в Москве. Мемориальный знак установлен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденом Красного Знамени (22.04.1944).
Источники информации:
- Петр Ермолаевич Логинов / il2.sukhoi.ru /
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
- П.Е.Логинов / Уголок неба /
Помогали:
- В.Логинов
Здравствуйте. Я не давно узнала что Логинов Петр Ермолаевич , лётчик испытатель, мой родственник. Могу ли я узнать остались ли у него родственники и семья. У меня нет информации был ли он женат. Или хотя бы его происхождение. Кто были его родители. Может вы знаете куда мне обратиться.
У него были сын и дочь. В Москве живёт внук.
Давно я не заглядывал…
Любые вопросы, пожалуйста, можно адресовать на valentin.loginov@gmail.com
Надеюсь, Андрей не будет против?