Майоров Вячеслав Васильевич

1934-1972

В.В.Майоров

В.В.Майоров

Лётчик-испытатель 1-го класса (1972), подполковник (1968).
Родился 13 июня 1934 года в городе Лосиноостровский (ныне – в черте Москвы).
В армии с августа 1952. В 1953 окончил 93-е ВМАУПОЛ (Лебяжье), в 1953-1955 учился в Ейском ВАУЛ. В 1956 году окончил 12-е ВМАУЛ (г.Куйбышев), в 1968 – заочно Качинское ВВАУЛ. Служил в строевых частях авиации ВМФ (Северный флот), с 1960 – в авиации ПВО.
С июня 1963 – на лётно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС (1-е Управление). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях.
Погиб 18 июля 1972 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ту-128 (со штурманом Г.А.Митрофановым).
Проводился полёт на проверку достаточности элеронов для вывода самолета из крена после пуска двух ракет с одной консоли крыла, когда на другой еще висят остальные две ракеты, и машина стремится накрениться. Летчику была задана высота 10000 м и число М=1,6, при этом приборная скорость должна не должна была превышать 1010 км/ч, когда еще сохраняется некоторая эффективность поперечного управления. Именно приборная скорость является определяющим фактором при реверсе — она характеризует скоростной напор воздуха. Разгоняя самолет с большей высоты, Майоров снизился на 200 м ниже заданной, а число М в момент пуска ракет было чуть-чуть больше заданного. Отклонения очень небольшие, но оба они увеличивали приборную скорость, которая оказалась больше 1020 км/ч, предельной по эффективности элеронов.
После пуска ракет летчик, как ему и было задано, четыре секунды не вмешивался в управление (для того, чтобы имитировать возможную ошибку строевого летчика). Это их и погубило. Самолет стал крениться влево с опусканием носа. Когда Майоров отклонил штурвал полностью на вывод, крен был уже больше 45° и продолжал увеличиваться. Самолет, перевернувшись на спину, уже был в пикировании и скорость возрастала. Ту-128 на пикирование с большой скоростью не рассчитан. Майоров катапультировался, но поясной привязной ремень под действием напора воздуха лопнул, нижняя часть кресла отошла от летчика, а потом подлокотником ударила Майорова по тазу. Парашют автоматически раскрылся, но летчик опустился на землю мертвый. Митрофанов по неизвестной причине не катапультировался.
По мнению Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя СССР С.А.Микояна, «Майоров, контролируя указатель числа М и высотомер, не заметил, что приборная скорость превысила 1020 км/ч. Может быть при подготовке летчика к полету не было подчеркнуто, что главным параметром, определяющим эффективность элеронов, является приборная скорость и ее предельное значение нельзя превышать. Майоров, наверное, мог бы вывести самолет из крена, если бы сообразил использовать руль поворота, как сделал Кузнецов, но у него для этого решения были буквально доли секунды.»
Поминая товарищей, А.В.Кузнецов сказал: «Наши друзья уходят, чтоб никогда не вернуться в ту жизнь, которая продолжается, а следующий стоит на старте и прожигает свечи».
Жил в городе Ахтубинск Астраханской области. Похоронен в Москве, на Бабушкинском кладбище.
Награждён медалями.

Источники информации:

Помогали:

  • Д.В.Верещиков

2 комментария

  1. Майоров Вячеслав Васильевич является мне зятем. Тот роковой полёт был не его. Тот,кто должен был лететь на полёты не явился,его спросили — Майоров полетишь,на сто он дал согласие. Этого испытания очень боялись лётчики, почему он полетел,непонятно! Судьба что ли?!

  2. В 350 полку,при стрельбах на полигоне Телемба(Читинская обл.) экипаж м-р Дудаков-ст.л-т Королев при выходе из атаки после стрельбы,попали в аналогичную ситуацию.Работая элеронами и РП летчик вывел ТУ-128 из крутой спирали и нормально произвел посадку на свой аэродром.С-т получил остаточные деформации у корневых частях плоскостей.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *