Маноцков Александр Юрьевич

1917 — 1957

А.Ю.Маноцков

А.Ю.Маноцков

Инженер-конструктор и летчик-планерист.
Родился 15 сентября 1917 года в г.Ленинграде.
После окончания средней школы и аэроклуба в г.Петрозаводске в 1940 поступил в Ленинградский Университет. Затем перевелся на заочный факультет и работал на авиационном заводе, вместе с которым был эвакуирован в начале войны в г.Новосибирск. В 1946 перевелся в СИБНИА инженером-исследователем. Занимался продувками самолета Ан-2 в аэродинамической трубе во всех модификациях для ОКБ Антонова и продувками истребителя М.
В конце 1950 г. был уволен в связи с арестом его матери (стенографистка в правительстве Карело-Финской АССР). O.K.Антонов добился в Москве приема А.Ю.Маноцкова в свое ОКБ, где Александр Юрьевич работал над созданием беспилотного авиаприцепа для переброски техники ВДВ на буксире за самолетом, провел математический расчет обводов вновь создаваемых самолетов Ан-8, Ан-10 и Ан-12.
Руководитель планерной бригады ОКБ О.К.Антонова.
В своей работе «Образование тяги на машущем крыле» он доказывал, что такое крыло позволит более рационально использовать энергию восходящих потоков при парении. Реализация этой идеи обещала не только уменьшить динамические нагрузки на летательный аппарат при полете в неспокойной атмосфере, но и заимствовать дополнительную энергию полета за счет махового движения крыла. В 1951 году им был разработан и построен с использованием элементов конструкции планера А-9 оригинальный экспериментальный планер с подрессоренным крылом «Кашук», названный так в память о молодогвардейце Олеге Кошевом. В одном из экспериментальных полетов «Кашук» №1 потерпел аварию. Сложилось левое крыло и за ним правое. Планерист-испытатель Маноцков, упав с высоты 900 м в откос заснеженного оврага, остался жив. Но идея машущего полета продолжала жить. «Кашук» №2, пилотируемый командиром планерного звена ЦАК Украины Я.О.Рудницким, принимал участие в воздушном параде в Тушино в 1956 году. В летных испытаниях было зафиксировано снижение перегрузок, но по заимствованию энергии потоков однозначных результатов получено не было. Дальнейшие исследования на планере «Кашук» были прекращены в связи с гибелью автора в 1957 году.
В 1952 ОКБ переведено в г.Киев. Маноцков занимался летными испытаниями самолета Ан-2 в качестве ведущего инженера, проектированием, постройкой и летными испытаниями новых планеров А-13 и А-11. Производство этих планеров было поручено авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре (ныне КнААПО).
Для запуска в производство чертежей и конструкторского сопровождения планеров на заводе была образована бригада конструкторов, во главе с опытным конструктором–серийщиком И.Фридманом, которые вместе с киевской бригадой конструкторов Маноцкова трудились от зари до зари над чертежами и решали производственные вопросы. Первый образец планера А-13 был собран с опережением, А-11 отставал, так как имел более сложное по конструкции крыло. На борту первого экземпляра А-13 по просьбе А.Ю.Маноцкова была сделана надпись «Амурский комсомолец».
Планер А-13 был отправлен в Киев для проведения летных испытаний, за которые взялся сам конструктор.
Погиб Александр Юрьевич 2 июля 1957 года при испытаниях планера А-13 в районе аэродрома Святошино.
Первый же полет закончился катастрофой. Причиной гибели Маноцкова оказалась неудачная конструкция механизма выпуска интерцепторов крыла. Сразу после расцепления с самолетом-буксировщиком, планер с самопроизвольно открывшимися интерцепторами вошел в штопор, из которого не смог выйти до столкновения с землей. Усилий пилота оказалось недостаточно, чтобы открыть фонарь и выброситься с парашютом.
Никто не узнает, о чем он думал, когда планер несся к земле, и вся безысходность его положения стала очевидной. С.Н.Анохин заметил как-то, что настоящий испытатель из двух последних слов всегда выберет наиболее важное и полезное людям слово. Когда падал Маноцков, стоящие внизу слышали, как он кричал им: «Бегите!»…
Планер доработали, и его испытал сам С.Н.Анохин…
Позже А-13 оснастили реактивным двигателем, а это была идея Маноцкова…
Похоронен на Святошинском кладбище.

Источники информации:

  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, — Киев: Издательство «КВЩ». — 2005 /
  • Все начиналось с планера. / В.Ф.Спивак, «Крылья Родины» № 2, 2005 г. /
  • По волнам воздушного океана. / Н.Бобров, А.Винокуров. Изд.«Молодая Гвардия»,1957 г. /
  • Планеры СССР. / А.П.Красильщиков, Москва, Машиностроение, 1991 г. /
  • Союз крылатых. / В.А.Моисеев, Киев, ИПЛ Украины, 1989 г. /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

2 комментария

  1. Alex Buta:

    Неужели из-за гибели автора некому довести его работу по подрессоренному крылу планера «до ума»? Тем более, что Александр Юрьевич уже сделал реальный планер, успешно его испытал. Комфорт пилота планера-не последнее дело в этой жизни. Не хотелось бы, чтобы прервалась связь поколений, чтобы мы перестали двигаться вперед… Вечная память Александру Юрьевичу Маноцкову!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *