Машковцев Борис Вячеславович

1922-1973

Б.В.Машковцев

Б.В.Машковцев

Герой Советского Союза (22.07.1966), Заслуженный лётчик-испытатель СССР (22.08.1972), полковник (1961).
Родился 9 июля 1922 в г.Пятигорск ныне Ставропольского края в семье служащего. русский. Член КПСС с 1945, образование среднее.
С 1924 жил в городе Нижний Новгород. В 1940 окончил Горьковский аэроклуб.
В армии с августа 1940. В августе 1942 окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Прошёл переобучение в 3-м запасном авиационном полку (г.Йошкар-Ола). С ноября 1942 – лётчик 94-го бомбардировочного авиационного полка.
С марта 1943 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института авиационного вооружения (г.Ногинск). Испытывал авиационные бомбы на бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2.
С июля 1944 – лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС (Управление испытаний авиавооружения, с мая 1949 — Управление испытаний моторов и топлив). Занимался испытаниями авиационного вооружения и реактивных двигателей на реактивных истребителях Ме-262, Ла-15 и других.
С мая 1951 – лётчик-испытатель военной приёмки Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15 (1951-53), МиГ-15УТИ (1953-54), МиГ-17 (1952-53) и их модификации.
С ноября 1954 – лётчик-испытатель военной приёмки Воронежского авиазавода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ил-28 и их модификации.
С июня 1955 – лётчик-испытатель военной приёмки Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17Ф.
С декабря 1955 – лётчик-испытатель Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ-19 (1956-57) и их модификации.
С октября 1957 – лётчик-испытатель Казанского авиазавода. С 1964 — старший летчик-испытатель. Поднял в небо и провёл испытания головных Ту-22 (21.06.1959), Ил-62 (13.02.1966) и Ил-62М (15.02.1972) авиазавода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16 (1957-63), Ту-22(1960-69), Ту-22М (1969-73), реактивные пассажирские самолёты Ту-104Б (1958-60), Ту-110 (1958), Ил-62 (1966-72), Ил-62М (1972-73) и их модификации. Общий налет — 6191 час при 6367 полетах на 45 типах самолетов.
Первую серию Ту-22 завод выпустил в 1959 г. в количестве пяти машин. «Единичку» откатал Б.В.Машковцев без отказов. На «Двойке» (Заводской номер — 305) 17 февраля 1961 года произошла авария. Еще на земле, до взлета, Машковцев дал форсаж, и в тот же момент сложились шасси самолета. Машина грохнулась на бетонку. Тяжелую травму позвоночника получил штурман Н.Ш.Шамилов. Чудо спасло экипаж от пожара.
По предположению комиссии, Машковцев случайно задел тумблер «уборки-выпуска» шасси в положение «убрано», затем тут же перевел на «нейтрально», но сигнал прошел и замки сработали. После этого случая поставили два тумблера: «выпуск» и «убрано». А поврежденную машину восстановили.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Б.В.Машковцеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с врученем ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11265).
Погиб 23 ноября 1973 года при испытаниях Ту-22М2 с бортовым заводским номером 702 («701» / 7-я серия).
Семьсот вторая, только что выпущенная с серийного завода, проходила заводские летные испытания. Ведущий летчик-испытатель Машковцев собирался в отпуск, это был его последний вылет перед отпуском. За него оставался продолжать программу летчик Г.К.Сасин, который в этом полете занял левое кресло — место командира экипажа. Машковцев же занял кресло второго летчика.
Экипаж в составе командира Г.К.Сасина, правого летчика Б.В.Машковцева, штурмана В.Ф.Мещерякова и оператора А.Е.Старостина на заводской машине Ту-22М2 летел на полигон для отстрела пушки. Перед полетом на этом самолете сменили автопилот, а инструкцию для него из Москвы не привезли. На вопрос Машковцева: «Что будем делать?» (а он в то время был старшим летчиком-испытателем на заводе) ведущий инженер сказал, что прослушал полный курс лекций в Москве на фирме Туполева и сможет сам прочитать целую лекцию об устройстве и применении данного автопилота. Борис Вячеславович тут же собрал летчиков, штурманов и операторов и объяснил ситуацию так: «Вот на этой машине стоит автопилот. Пользоваться им мы пока не умеем, а инструкция из Москвы опаздывает. Но ведущий инженер прочитает нам лекцию об этом автопилоте, и мы начнем летать, не дожидаясь инструкции. Боюсь, что прилетят «варяги» из Москвы в лице Веремея и Борисова и будут летать на наших машинах».
Все дружно согласились. После лекции экипаж Сасина улетел на полигон.
В полете возникла аварийная ситуация: в районе Саратова из-за приборной доски потянуло дымом. Экипаж попытался определить причину и найти очаг возгорания. О произошедшем дальше существуют две версии. По первой, Машковцев летел, не пристегнувшись, или пристегнутый, но с ослабленными пристегными ремнями. По второй, Машковцев отстегнулся и, наклонившись вперед и вниз, пытался определить источник дыма. Обе версии говорят о том, что Машковцев грубо нарушил летную инструкцию. Впоследствии комиссия установила причину дыма: сгорел трансформатор обогрева лобовых стекол.
В связи с ситуацией машина пошла на запасной аэродром в г.Энгельс. Обстановка была в общем-то спокойная, и трагедии ничто не предвещало. Экипаж держал радиосвязь с землей, до аэродрома оставалось совсем недалеко. И вдруг на высоте около 600 м самолет стал пикировать с одновременным сильным креном. Командир (им был в том полете Сасин), прижатый перегрузкой к креслу, пытался дотянуться до тумблера бортового питания и включить его. Но это ему не удалось. Сасин, поняв тщетность своих попыток дал команду катапультироваться. Он катапультировался за 100 метров до столкновения машины с землей. Взрывной волной самолета у него раскрыло купол парашюта, Сасин получил очень тяжелые травмы, но остался жив. Самолет разбился.
Только Старостин катапультировался удачно. У Мещерякова при попытке покинуть машину оторвалась рукоятка катапульты или, по другой версии, не отлетел фонарь, и он погиб в кабине. Машковцева перегрузкой вытащило из кресла и прижало к остеклению фонаря. Попытки сползти вниз не привели к успеху. Для катапультирования ему надо было снять блокировку, чтобы сбросить люк. Летчик погиб.
Что же произошло? При подходе к аэродрому командир согласно инструкции дал команду «обесточить» самолет, выключив основные генераторы. Так положено при «аварийной» посадке. Старостин выполнил команду. Но выключатели резервных генераторов, а главное — аварийных преобразователей ПТ-36 — продолжали мозолить глаза оператору, и он… выключил и их. Лишив таким образом рулевые агрегаты всех трактов управления (продольного, курсового и кренового) обратной связи! Теперь они работали, как обычное интегрирующее звено. То есть они стали выдвигать (или втягивать) свои штоки до упора. Направление зависело чисто от случая (смотря какой остаточный сигнал был на входе агрегата). Парировать такой набор хаотических отклонений сугубо вручную практически невозможно…
Позже «эти» выключатели поставили под колпак с надписью: «В полете не отключать!»
Машковцев жил в Казани. Похоронен в Казани на Арском кладбище.
Награждён орденами Ленина (22.07.1966), Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Красного Знамени (05.02.1947, 21.08.1964), орденом Отечественной войны 2-й степени (1.07.1944), 2 орденами Красной Звезды (27.02.1944, 30.12.1956), орденом «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Источники информации:

  • Герои Советского союза: Краткий биографический словарь. Т.2. / Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / В.А.Свиридов, 1996 /
  • «Улетевшие навсегда» / И.Валеев /
  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Казань авиационная / Р.Г.Вениаминов /

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *