Машковский Степан Филиппович

1914-1958

С.Ф.Машковский

С.Ф.Машковский

Герой Советского Союза (11.09.1941), летчик-испытатель 1 класса (1948), полковник (1951).
Родился 27 ноября 1914 года в селе Темрюк (ныне — село Старченково Володарского района Донецкой области (Украина). Окончил 2 курса сельхозтехникума в г.Приморск Запорожской области. В 1932-1936 работал десятником на шахте в Донбассе.
В армии с 1936. В 1937 окончил Харьковскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
Участник боев на реке Халкин-Гол: в июле-сентябре 1939 — летчик 56-го истребительного авиационного полка; совершил 120 боевых вылетов, лично сбил 4 самолета противника.
Участник Великой Отечественной войны: в июне-декабре 1941 — командир АЭ 184-го истребительного авиационного полка (Брянский фронт); совершил 280 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя, в которых сбил лично 14 (один из них — тараном) и в группе 17 самолетов противника.
С марта 1943 — на летно-испытательной работе в ЛИИ. Освоил 60 типов самолётов (9 иностранных).
Выполнил первый полет и провел испытания Ла-156 (февраль 1947); Ла-150Ф (июль 1947); Ла-200 (9.09.1949). Провел испытания двигателей: ТВ-2 на Ту-4ЛЛ (1951), АМ-3М на Ту-16 (1955), АЛ-7Ф на Ту-4ЛЛ (1955). Участвовал в испытаниях: Пе-2И (1944-1945), Ту-4 (1948), Ту-16 (1954-1955); в испытаниях по заправке МиГ-19 от Ту-16 (1955). В 1954 окончил курсы летчиков-испытателей при ШЛИ, с 1953 обучался в МАИ.
18 марта 1958 г. ЛИИ МАП выполнял требование Заказчика по обеспечению полета самолета М-4 В.М.Мясищева с отказом бустерного управления на любом участке полета вплоть до взлета.
Для выполнения экспериментального взлета без бустеров руководство ЛИИ приняло решение, согласованное с разработчиком: руление и разбег до скорости, равной 100 км/час, провести с включенным бустером руля направления (РН), а на скорости 100 км/час его выключить.
Был сильный боковой ветер, и когда в процессе разбега на скорости 100 км/час был выключен бустер РН, то руль направления мгновенно ветром выбросило на максимальный угол. Усилий ног двух летчиков было недостаточно в этих условиях для парирования отклонения руля, и в этом случае летчик обязан был либо прекратить взлет (скорость еще невелика), либо включить бустер РН и только тогда продолжить взлет. Но Машковский продолжал взлет с отклоненным рулем направления, ведь самолет с велосипедным шасси и при сильном боковике хорошо держит направление.
При отрыве самолет накренился и, зацепив концом крыла землю, разбился. Сто тонн взорвавшегося керосина завершили трагедию. Из всего экипажа в живых остался один человек.
Вместе с С.Ф.Машковским погибли:

На оставшейся части РН был обнаружен полностью отклоненный триммер, но только в обратную сторону — в сторону действующей нагрузки, в сторону бокового ветра. Когда отклонился триммер и почему в обратную сторону? На этот вопрос ответ найден не был. Возможно, что экипаж начал взлет с отклоненным триммером, но на доске пилотов есть сигнальная белая лампочка, сигнализирующая отклонение триммера. Видимо, в кабине все было в порядке, т.к. экипаж приступил к выполнению взлета. Необходимо отметить, что положение триммера никак не влияет на работу бустера, и экипаж не мог заметить возможную разбалансировку РН. Возможно, что экипаж пользовался на разбеге триммером, стараясь до отключения бустера противодействовать силе бокового ветра, подготавливая нагрузку на ногу в момент отключения бустера, а электропроводка триммера была перепутана и триммер отклонился в другую сторону. Возможно, что экипаж и наземный технический персонал не провели должного объема проверок при подготовке самолета к опытному полету. Известно, что до подготовки к полету на самолете кто-то что-то делал, кто-то возился с электрикой, но выяснить все это не удалось, самолет разрушился и сгорел.
Почему же вовремя не были включены бустеры элеронов? Есть достаточно достоверная версия. У командира вместо штатного штурвала был установлен динамометрический (для замера прилагаемых к нему усилий). Второй пилот при этом свой штурвал трогать был не должен, так как тогда усилия на динамометрическом будут записаны неверно. Другими словами, второй пилот не должен был помогать командиру управлять, но должен был по команде командира включить бустера. На динамометрическом штурвале не было кнопки переговорного устройства. По предварительным расчетам усилия для управления самолетом с отключенными бустерами были приемлемыми. Но, то ли из-за бокового ветра, то ли от того, что триммер не был в нейтральном положении, они оказались больше ожидаемых. У командира корабля обе руки на штурвале, а второй пилот ждет команды по переговорному устройству. Команда на включение бустеров и на помощь второму пилоту вовремя не прошла. Этот методический момент проработан не был. Конечно, анализировать события задним числом проще, чем действовать в аварийной ситуации, но все же это пример недостаточного инженерно-методического обеспечения. Особенно досадны методические упущения при проведении испытаний, не связанных с экстремальными режимами полета и с отказами техники.
Машковский жил в г.Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (11.09.1941; 25.07.1949), 2 орденами Красного Знамени (17.11.1939; 12.07.1957), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945; 20.09.1947), орденом Трудового Красного Знамени (6.12.1949), 3 орденами Красной Звезды (31.07.1948; 2.05.1949; 19.11.1951), медалью «За боевые заслуги» (1946), другими медалями. В селе Старченково и посёлке Володарское Донецкой области установлены бюсты С.Ф.Машковского, а в Жуковском на доме, в котором он жил, – мемориальная доска.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Малоизвестные страницы творческой деятельности авиаконструктора В.М. Мясищева / Л.Л. Селяков, Москва, 1997 /
  • Тайны авиакатастроф / А.Щербаков, «Авиация и космонавтика» №7-1998 /

Помогали:

  • А.А.Симонов

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *