Паршин Геннадий Михайлович

1916-1956

Г.М.Паршин

Г.М.Паршин

Дважды Герой Советского Союза (19.08.1944, 19.04.1945), летчик-испытатель, майор.
Родился 23 (10 — ст.ст.) мая 1916 года в селе Сетуха ныне Залегощенского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Работал слесарем на заводе. В 1936 году окончил Херсонскую школу лётчиков-инструкторов Гражданского Воздушного Флота, а затем Высшую парашютную школу. Работал лётчиком-инструктором в аэроклубах городов Днепропетровск, Чебоксары, Грозный.
В армии с 1941 года. В 1941 году – лётчик-инструктор 28-го запасного авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны с января 1942 года в должности лётчика 65-го штурмового авиационного полка (Центральный фронт). В декабре 1942-апреле 1943 – командир звена, заместитель командира авиационной эскадрильи 765-го штурмового авиационного полка (Северо-Кавказский фронт). В 1943 году окончил Липецкие курсы усовершенствования офицерского состава. С августа 1943 года – командир авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский фронт).
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашисткими захватчиками, командиру авиаэскадрильи 943-го штурмового авиационного полка капитану Паршину Георгию Михайловичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4345).
На заключительном этапе войны был помощником командира по воздушно-стрелковой службе, штурманом и командиром 943-го штурмового авиационного полка (Ленинградский и 3-й Белорусский фронты). Всего за время войны выполнил 253 боевых вылета на штурмовике Ил-2 на штурмовку скоплений живой силы и техники противника, его экипаж сбил в воздушных боях 10 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года командир 943-го штурмового авиационного полка майор Паршин Георгий Михайлович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№40).
После войны командовал полком в Ленинградском военном округе. С 1946 года – в запасе.
Работал лётчиком в транспортном отряде Министерства авиационной промышленности.
В 1950-1951 годах – лётчик-испытатель авиазавода №30 (Москва); испытывал серийные бомбардировщики Ил-28.
26 августа 1951 года Паршин при испытании реактивного бомбардировщика Ил-28 попал в аварию. Экипажу пришлось катапультироваться, командир при этом получил серьезную травму позвоночника, а штурман и бортрадист погибли.
После долгого лечения был допущен к полетам только на самолетах с двойным управлением.
С 1952 года – лётчик-испытатель Научно-испытательного института самолётного оборудования; занимался испытаниями различных систем и оборудования на самолётах.
Погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28.
Вспоминает Б.А.Лопухов:
«Однажды зимним ясным утром Паршин попросил у меня разрешения сходить к приятелям в Летно-исследовательский институт. А через два часа ко мне пришел знакомый летчик и огорошил:
— Жорка разбился на самолете…
— Как?! У нас же нет полетов!
Оказалось, что приятели уговорили Георгия на самолете Ил-28 выполнить какую-то киносъемку. Дважды Герою, видимо, отказаться было неудобно, хотя к полету он совершенно не готов. Результат: по неизвестной причине на высоте три тысячи метров самолет вошел в пикирование…»
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.А.Щербаков. (второй выпуск Школы летчиков-испытателей 1951-1953 гг.) в то время в основном летал на киносъемку испытаний. Как всякий начинающий испытатель, он с нетерпением ждал случая, чтобы подменить кого-либо на сложной машине. В этот день случай представился. Ему позволили вылететь на скоростном истребителе… А когда он вернулся, упоенный первым полетом на новой машине, ему сказали, что произошло.
«Паршин заменил его на киносъемке и разбился, едва поднявшись над аэродромом… Едва он набрал высоту, как машина перевернулась и пошла в землю почти под прямым углом. С полдороги она начала выравниваться, но было поздно, и она ударилась так, что двигатели вылетели из крыла на двести метров…»
Вместе с Г.М.Паршиным на Ил-28 погибли: кинооператор Ростовцев, б/радист С.П.Горюнов. Они должны были снимать дозаправку МиГ-19 от Ту-16.
Жил в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награждён орденом Ленина (19.08.1944), 4 орденами Красного Знамени (05.04.1943, 27.01.1944, 11.07.1944, 24.01.1945), орденами Суворова III степени (23.04.1945), Александра Невского (05.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (15.02.1943), медалями, иностранным орденом.
Его именем названа улица в Москве. Бронзовый бюст установлен в посёлке Залегощь Орловской области. На доме, где он жил в Москве, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • «АВИАЦИЯ». Энциклопедия / Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», ЦАГИ им.проф. Н.Е. Жуковского. Москва, 1994 г. /
  • «У прошлого нет вариантов» / Б. Лопухов, «Воздушный транспорт» №33-34 1994 г. /
  • «О тех, кто уходит в небо» / А. Меркулов, Издательство ДОСААФ. Москва, 1968 /
  • Паршин Георгий Михайлович / Герои Страны /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко
  • А.А.Симонов

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *