Супрун Степан Павлович

1907-1941

С.П.Супрун

С.П.Супрун

Дважды Герой Советского Союза (20.05.1940, 22.07.1941), лётчик-испытатель, подполковник.
Родился 2 августа (20 июля — ст.ст.) 1907 года в селе Речки близ города Белополья на Украине. В 1910-13 жил в США, c 1913 года в Канаде. В 1924 году окончил 8 классов школы в городе Виннипег.
В 1924 г. семья возвращается в СССР. Жил в селе Вострово (Алтайский край) и г.Алма-Ата (Казахстан). В 1925 работал учеником в каретной мастерской г.Белополье, в 1926-28 — столяром в комитете по борьбе с безработицей г.Сумы, в 1928-29 — токарем-фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе.
В армии с октября 1929. В марте 1930 года окончил школу младших авиационных специалистов в г.Смоленске, а в июле 1931 года — школу лётчиков при 83-м авиационном отряде (в Смоленске). Служил в частях ВВС командиром звена 7-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи в Бобруйске.
С июля 1933 г. на испытательной работе в истребительном отряде НИИ ВВС РККА. Непосредственный начальник — В.А.Степанчонок познакомил его с командиром бомбардировщика ТБ-3 П.М.Стефановским. После вывозного полета на истребителе, Стефановский принял его в группу «Звено-2А» В.С.Вахмистрова. В испытаниях вариантов «Звена» Супрун участвовал до 1938 г.
В 1935-39 гг он участвовал в первомайских воздушных парадах над Красной площадью, демонстрировал высший пилотаж на Тушинском аэродроме — как одиночный, так и в составе «красной пятерки».
В декабре 1937 г. избирается депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва.
В 1937-38 в составе делегации посетил США, в 1939 — выставку в Париже.
Испытывал варианты И-16, самолеты Северский 2PA-L (1938), Ме-109 ЮМО 210 (1938) и др.
Уже в 1938 году в его аттестации было записано:«… Над повышением своих знаний работает с большим интересом, осваивает новую технику и в этой части НЕЗАМЕНИМ».
В характеристике за 1939 г. отмечается: «Участвовал в облете почти всех опытных самолетов и дал конструкторам целый ряд ценных замечаний, пользуется большим авторитетом в конструкторском мире, влияет на улучшение конструкции самолетов».
После перелета в Америку корреспондент газеты «Правда» спросил, как чувствует В.П.Чкалов себя в роли самого бесстрашного человека в мире (ведь ему покорился Северный полюс), он ответил: «Я — самый бесстрашный? Тогда вы не знаете Супруна!». После гибели Чкалова, Супрун добился разрешения испытывать самолет И-180-2, а 1 мая 1939 г. продемонстрировал И-180 на воздушном параде над Москвой. Проверяя И-180 «на живучесть», летчик крутил на нем высший пилотаж. Полет — посадка, полет — посадка. И вот при очередной посадке подломилось шасси. Самолет на большой скорости скапотировал. Супруна извлекли из под обломков истребителя, он был без сознания.
Участник боевых действий в Китае: с 3 июля 1939 по 20 января 1940 – командир истребительной группы. Его группа, защищавшая небо над г.Чунцин, состояла из двух подразделений. Одно летало на И-15 под командованием К.К.Коккинаки и предназначалось для борьбы с бомбардировщиками, а другое на И-16 для борьбы с истребителями противника.
В январе 1940 года, вызванный институтом, Супрун, единственный из группы, вылетел в Москву для проведения испытаний новых истребителей. В марте 1940 г. он в составе советской комиссии по закупке самолетов побывал в командировке в Германии. Здесь он выполнил ряд полетов на совершенно незнакомых ему германских самолетах, в т.ч. He-100, восхитив этим Хейнкеля. Затем производил облет уже закупленных самолетов. С мая по октябрь 1940 в НИИ ВВС Долгов, Дудкин, Кабанов, Ковальчук, Николаев, Супрун, Шапоров и др. испытали Не 100, Bf 109, Bf 110, Do 215B, Ju88A-1, Bu 131D, Bu 133, FW 58B, FW 58C.
20 мая 1940 г. Супруну было присвоено звание Героя Советского Союза.
В мае 1940 (до июня 1941 г) он участвовал в испытаниях истребителя ИС-1 В.В.Шевченко и В.В.Никитина. 25 мая Супрун выполнил 2 полета на истребителе И-200 № 01 (МиГ-1). По результатам госиспытаний самолета И-200 АМ-35А он отметил, что И-200: «является самым доведенным самолетом при поступлении его на гос. испытания, которые опытный самолет прошел хорошо». С 15 по 27 июня Степан Павлович вместе со Стефановским провел в НИИ ВВС государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1). В июле проводил госиспытания И-153 с герметической кабиной конструкции инженера Щербакова.
Во время заводских испытаний первого экземпляра истребители И-21 Стефановский и Супрун отметили, что истребитель недостаточно устойчив в воздухе, а посадка на нем опасна. Посадив самолет, Супрун подошел к ведущему инженеру испытания и сказал:
— На этой штуке делать посадку все равно, что целовать тигрицу: опасно и никакого удовольствия.
В январе-феврале 1941 г. участвовал в облете УТИ-26 (Як-7УТИ), с апреля — И-30 (Як-3-1). Отчет об испытании Як-1М с предложением о запуске самолета в серию был им подписан 26 июня 1941 г. К этому времени он облетал около 140 самолетов.
23 июня 1941 от имени командования НИИ ВВС вносит предложение по формированию полков из лётчиков-испытателей на базе новейшей техники. И.В.Сталин дает на формирование 6 полков (в т.ч. двух истребительных на МиГ-3) 3 суток. 29 июня С.П.Супрун, П.М.Стефановский, А.И.Кабанов были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ. А уже 30-го Супрун в качестве командира 401 иап особого назначения вылетел на фронт. В первый же день своего прибытия он лично уничтожил 2 вражеских самолета. Супрун лично водил своих летчиков в бой, летал на разведку, прикрывал бомбардировщики.
Утром 4 июля Степан Павлович слетал на разведку, затем дважды водил свой полк на сопровождение бомбардировщиков. Перед четвертым вылетом он подошел к инженерам эскадрилий Н.С.Павлову и А.А.Манучарову, пожал плечами и сокрушенно сказал:
— Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот уже вылетаю в четвертый раз, а пока не сбил ни одного самолета противника.
Шестой вылет 4 июля 1941 года оказался для Супруна последним. В паре ст. л-том Остаповым Степан Павлович ушел на разведку. Остапов заметил в небе вражеский Фокке-Вульф-200 «Кондор», атаковал его, но был сбит огнем противника. Он вернулся в полк через двое суток.
Оставшись один, Супрун вступил в бой с 6 истребителями противника. В этом бою сбил Me-109, но и сам был сбит. Посадил горящий самолёт на поляне у опушки леса возле посёлка Крупки, но из кабины выбраться не успел. Раздался взрыв и Супрун погиб.
22 июля 1941 года он посмертно награждён второй медалью «Золотая Звезда», став первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.
Награждён 2 орденами Ленина (26.05.1936, 20.05.1940), китайским орденом.
Только в июле 1960 г. его останки были найдены у деревни Монастыри в районе г.Толочин Витебской обл. С большими почестями они были перезахоронены в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его именем названа улица в г.Сумы.

Источники информации:

  • Книга Памяти ГК НИИ ВВС. 1945-1945 / М., 2015 /
  • Летчики. Сборник / Сост. В.Митрошенков, М. «Молодая гвардия, 1978» /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • Супрун Степан Павлович / Герои Страны /

4 responses to “Супрун Степан Павлович

  1. Так же его именем названа улица в п.Чкаловский, где до сих пор базируется филиал 929 ГЛИЦ (бывшего ГК НИИ ВВС) и существует мемориальная доска на доме, где он проживал до отправки на фронт.

  2. Проявил участие в судьбе А.И. Покрышкина. Фактически помог стать летчиком.

  3. Сергей! Откуда пошла дезинформация о том, что С.П.Супрун окончил Борисоглебскую ВАШЛ? Он вообще в ней не учился…
    Летом 1931 года в Борисоглебской ВАШЛ был только один выпуск лётчиков. В нём было 26 человек. Среди них — будущий лётчик-испытатель В.Н.Евсеев и Герой Советского Союза А.Г.Ткаченко. Но фамилии Супруна среди этого выпуска (да и других тоже) нет!
    Источник — РГВА, фонд 2-й ВАШЛ, дело 84, лист 20.

  4. Андрей! Спасибо за контроль. Поправил по твоей книге. А деза скорей всего с сайта bvvaul.ru где его числят выпускником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *