Уляхин Евгений Георгиевич

1908-1941

Е.Г.Уляхин

Е.Г.Уляхин

Летчик-испытатель 3 класса (1940), старший лейтенант.
Родился в 1908 году в г.Москва.
В армии с 11 декабря 1929 года. В мае 1938 — уволен из армии.
С 1939 года — на летно-испытательной работе на авиазаводе №21 (откомандирован «в счет 1000»), затем — на авиазаводе №51. Шеф-пилот ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-180-2 с М-87А (19.04.1939), И-180-3 М-88Р (10.02.1940), И-185 М-81 (11.01.1941). Проводил испытания И-153 «Чайка», И-185 М-71, И-190.
5 января 1940 совершал полет на И-16 тип 24 № 24214, имея задание определить максимальную горизонтальную скорость. При заходе на посадку пилот обнаружил, что взлетную полосу полностью затянула пурга. Пытаясь найти «окно», Уляхин сделал еще несколько заходов, потерял ориентацию и удалился от аэродрома на 120 км. На И-16 кончился бензин, и он рухнул вверх колесами в лесу в районе деревни Нестняр Борского района Горьковской области. Уляхин чудом остался жив, отделавшись ушибом лица.
20 февраля 1940, после первой уборки шасси в воздухе на И-180-3 не выпустилась до конца правая стойка. Уляхин принял решение садиться на левую лыжу с креном. Уже на пробеге правая стойка встала на замки, и полет завершился благополучно. Происшествие стало очередным поводом для критики самолета и, прежде всего, схемы шасси.
В 1940 провел испытания синхронных пушек ШВАК на истребителе И-153П. В 21-м полете добились попадания снаряда пушки ШВАК в лопасть винта. Но винт не разлетелся. Мотор забарахлил, однако Уляхин благополучно вернулся на землю. В лопасти винта оказалась пробоина в диаметр 20-миллиметрового снаряда. Этим была доказана безопасность применения синхронных пушек.
11 января 1941 был назначен первый вылет самолета И-185 М-81 (И-187, самолет «РМ», изд. «62-02», сер. № 6202). Подготовка самолета затянулась до вечера. Ввиду позднего времени, плохой видимости и начинающейся метели, Уляхину было приказано начальником Летно-технической группы НКАП Громовым прорулить и вернуться назад, не совершая полета. Уляхин вырулил на старт и взлетел (энерговооруженность истребителя была непривычно высокой). Совершив очень небольшой круг, самолет пошел на посадку. При посадке, из-за плохой видимости земли, летчик едва избежал поломки самолета, сделав два больших прыжка, со сваливанием на крыло. Приказом наркома Е.Г.Уляхина за нарушение трудовой дисциплины был на 2 месяца отстранен от испытаний самолета И-185, а на дальнейшие испытания самолета И-185 был назначен летчик-испытатель завода 51 П.Е.Логинов.
13 февраля 1941 потерпел аварию на И-190 (сорвало часть верхней обшивки верхнего правого крыла), после чего работы по истребителю были прекращены. Действия летчика были признаны правильными.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941. Командир звена 401-го ИАП ОН.
Погиб в боевом вылете 5 июля 1941 года на МиГ-3.
Был сбит истребителями И-16 (или своими зенитчиками) вблизи деревни Зубово (южнее Орши).

Источники информации:

2 комментария

  1. Ирина Крейзер:

    Добрый день! Я являюсь внучкой Евгения Георгиевича. Мне бы очень хотелось добавить фото деда.

    1. Николай:

      Уважаемая Ирина! В Нижнем Новгороде, на авиазаводе «Сокол» (ранее №21), готовится к изданию книга о летчиках-испытателях завода. Нет фото Е.Г. Уляхина, Вашего деда. Если не затруднит, перешлите по эл. почте. Николай Левадный

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.