Занин Иван Дмитриевич

1914-1961

И.Д.Занин

И.Д.Занин

Герой Советского Союза (18.08.1945), летчик-испытатель 2-го класса, майор.
Родился 21 июня 1914 года в селе Волжанец ныне Советского района Курской области. Юность провел в Воронеже. Работал слесарем. В 1933 окончил Воронежский аэроклуб.
В армии с 1933. В 1934 окончил Оренбургскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1935 – в запасе.
В 1936-1940 – летчик-инструктор Липецкого, Борисоглебского, Шебекинского аэроклубов. В 1940 окончил курсы усовершенствования при Центральном аэроклубе.
С 1940 снова в армии. В 1940-1941 – летчик-инструктор Остафьевской ВАШЛ, в 1941-1942 – летчик-инструктор Вязниковской ВАШЛ.
Участник Великой Отечественной войны: в марте 1942-январе 1943 – летчик, командир звена, заместитель командира АЭ 627-го смешанного авиационного полка (1-я воздушная армия); в январе-сентябре 1943 – командир АЭ 1-й учебно-тренировочной авиационной бригады (1-я воздушная армия); в сентябре 1943-феврале 1944 – командир АЭ 49-го истребительного авиационного полка (Западный фронт); в феврале 1944-мае 1945 – командир АЭ 312-го штурмового авиационного полка (2-й Белорусский фронт); совершил 305 боевых вылетов, сбил лично 2 и в группе 1 самолет противника.
После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1949 – в запасе. Работал пилотом ГВФ. В 1951 окончил Ульяновскую школу высшей летной подготовки ГВФ. В 1952 работал пилотом летного отряда МАП, в 1952-1953 – летчик транспортного отряда ЛИИ. В 1953 окончил курсы летчиков-испытателей при ШЛИ.
С октября 1953 по январь 1955 – на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел несколько работ на тяжелых самолетах и вертолетах по тематике института.
В 1955-1960 – летчик-испытатель авиазавода № 1 (г. Самара); испытывал серийные Ту-16.
С 1960 – летчик-испытатель авиазавода № 86 (г. Таганрог); испытывал серийные Бе-10.
Погиб 25 мая 1961 года при выполнении контрольного полета на Бе-10 № 060071. Катастрофа произошла на взлете, при резком увеличении угла атаки на скорости ниже взлетной.
Машина оторвалась от воды, но потеряла управление и рухнула вниз. При ударе о воду самолет разломился в районе редана на две части. Носовая часть по инерции прошла в воде несколько десятков метров, а хвостовая встала почти вертикально к поверхности моря. Загорелось вытекшее из баков топливо. Из экипажа спасся только радист-испытатель А.Ф. Ляшков. Он сумел каким-то чудом выбраться из своей тесной кабины и вскарабкаться по гладкой обшивке на киль, сильно повредив при этом мышцы ног. Его снял подошедший катер, на котором располагался морской КДП. Летчик И.Д. Занин и штурман Б.А. Головченко остались на своих рабочих местах и погибли. При расследовании было высказано предположение, что на кресле летчика при разбеге сработала система отката, и поэтому он резко оторвал машину от воды. Но окончательно была принята версия об ошибке пилота.
Занин жил в городе Таганрог Ростовской области. Похоронен в Таганроге.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Его именем названа улица в поселке Кшенский Курской области (райцентре Советского района).

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Реактивный корабль / А.Н.Заблотский, А.И.Сальников, С.Н. Емельянов, Авиация и Время №4 2000 /
  • Реактивный гидросамолет Бе-10. / Н. Круглов, «Самолеты мира» №5-6 1996 /

    Помогали:
    С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *