Аксенов Николай Васильевич

1915-1962

Н.В.Аксенов

Н.В.Аксенов

Лётчик-испытатель 1-го класса (1960), лейтенант.
Родился 1 мая 1915 года в Москве. В 1932 окончил ФЗУ. Работал слесарем на заводах. В 1934 окончил Московскую планерную школу. В 1935 году окончил Сталинский аэроклуб г.Москвы, оставлен в нём лётчиком-инструктором-парашютистом. В 1936 окончил Всесоюзный парашютный Центр, был начальником парашютной станции Ивановского аэроклуба.
В армии с 1937. В 1937-1939 — курсант десантной бригады и лётно-тренировочного отряда (г.Гатчина). В 1940 окончил Балашовскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС. В 1941 окончил Высшую школу штурманов Дальней авиации (г.Иваново).
Участник Великой Отечественной войны: в июле-октябре 1941 — лётчик 2-го авиационного полка особого назначения (Западный фронт).
В 1941-1942 — лётчик-инструктор Актюбинской школы штурманов, в 1942-1943 — лётчик-инструктор 46-го запасного авиационного полка (г.Алатырь). В 1943-1953 — пилот лётного отряда НКАП. С 1947 — в запасе. В 1947 окончил курсы при Высшей школе лётной подготовки ГВФ.
С мая 1953 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1954 окончил курсы лётчиков-испытателей при ШЛИ. В 1953-1956 был лётчиком-инструктором ШЛИ.
Провёл испытания двигателя М16-17А на Ту-16ЛЛ (1959), а также ряд испытательных работ на АН-10, АН-12, Ан-24, Ил-18, Ил-28, М-4, 3М, Ту-4, Ту-16, Ту-104, Ту-107, Ту-110, Ту-124 по тематике института.
Погиб 18 апреля 1962 года при выполнении испытательного полёта на Ту-22А.
В самом начале испытаний и эксплуатации самолета экипажи Ту-22 столкнулись при полетах на больших числах М с эффектом реверса элеронов (обратной реакции по крену), связанного с относительно малой жесткостью стреловидного крыла большого удлинения. Было введено ограничение по максимальному числу М=1,4.
В роковом испытательном полете на сверхзвуке самолет Ту-22А серийный номер 0203 вышел за ограничения по реверсу элеронов и разбился. Штурман и радист удачно катапультировались.
Для исключения этого весьма опасного явления и снятия ограничения по числу М туполевское ОКБ в короткий срок разработало и внедрило в серию (с одновременной доработкой уже построенных самолетов непосредственно в строевых частях) необходимые конструктивные мероприятия.
С 1965 года в канале управления по крену была внедрена система элерон-закрылков: на дозвуковых скоростях работали обычные элероны, при переходе на сверхзвук в качестве органов управления по крену использовались внешние секции закрылков (элерон-закрылки), а сами элероны блокировались в нейтральном положении. Помимо этого, были проведены и другие улучшения по планеру и системам управления.
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П. Васин, А.А. Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • История создания и развития семейства самолетов Ту-22, часть 6. / В.Г.Ригмант. «Авиация и космонавтика», № 2-2005 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *