1924-1973
Инженер-испытатель, генерал-майор.
Родился 4 августа 1924 года в Москве. По словам дочери, увлекся авиацией, еще когда был мальчишкой. Строил модели, потом пошел в аэроклуб. В 1941 г. окончил среднюю школу № 426 (г. Москва); в 1943 г. — Саратовскую спецшколу ВВС № 86.
С 10 июля 1943 года — в армии. В 1950 г. окончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского в г.Москва.
В 1950-1951 гг. — инженер-старший испытатель моторного отдела Управления испытаний моторов и топлив ГК НИИ ВВС Советской Армии; в 1951 — 1953 гг. — старший инженер-испытатель 3-го отделения 1-го отдела 2-го управления испытания авиадвигателей ГК НИИ ВВС Советской Армии.
В сентябре 1953 года прикомандирован к Министерству авиационной промышленности СССР с оставлением в кадрах Советской Армии; в 1953 — 1965 гг. — ведущий инженер авиационного завода № 156.
Практически сразу он начал работать инженером-испытателем на тяжелых военных самолетах. Владимир Николаевич быстро схватывал основы своего дела, был очень активным, с фантазией и импровизацией, никогда не унывающий и, казалось, находивший выход из любого положения. Он был очень красив — высокий, со строгими чертами лица настоящего мужчины, юморист и всегда придумывающий что-то необычное, привлекающее к нему внимание окружающих.
Ведущий инженер по летным испытаниям Ту-104, Ту-154, Ту-134, Ту-144. Ту-22М он не только испытывал, но и принимал участие в самом конструировании. Уходил на работу в 6 утра и приходил в 12 часов ночи. Одержимость авиацией колоссальная. И к этому кипучая искрометная энергия. Прозвище на работе — Атомная Электростанция. Говорили, что за 48 лет Владимир Николаевич прожил 96. Настолько он все быстро делал.
Бендеров быстро прошел все ступеньки испытательной работы и даже одно время возглавлял ЛИС ОКБ-156 (с 1960). К моменту подготовки к испытаниям самолета Ту-144 он был назначен заместителем начальника базы по испытательным работам.
Получив звание генерала, китель и брюки с лампасами надевал несколько раз в году, на работу ходил в гражданском. Но ему очень шла форма.
Официально в отряде космонавтов не числился, однако в мае 1964 года начал подготовку в составе группы к полетам на кораблях типа «Восход». 2 июля 1964 года был отстранен от дальнейшей подготовки по медицинским показателям (во время медицинского обследования у него нашли камень и в космос полетел его дублер — Феоктистов). В феврале 1965 года со стороны А.Н.Туполева была предпринята попытка подключить В.Н.Бендерова к подготовке к полетам, но она не увенчалась успехом. В КБ Туполева рассматривался как один из возможных кандидатов для участия в испытательных полетах аэрокосмических систем, проработка которых велась в ОКБ в 60-е годы.
Погиб 3 июня 1973 г. при выполнении демонстрационного полёта Ту-144 в Париже с экипажем М.В.Козлова.
Перед демонстрационным полетом самолета Ту-144 3 июня к руководству делегации СССР на авиасалоне обратилась французская телевизионная компания RTF с просьбой разрешить корреспонденту компании находиться на борту самолета и снять на кинопленку работу экипажа самолета в полете. В связи с ограниченным объемом кабины, рассчитанной только на размещение летного экипажа, дополнительного человека взять на борт не разрешили и компании RTF было в этом отказано. Однако руководитель испытаний генерал-майор В.Н.Бендеров предложил передать камеру ему, с тем чтобы он, находясь на борту во время полета, произвел съемки. Это предложение было принято, и В.Н.Бендеров поднялся на борт с кинокамерой фирмы «Белл-Хоуэлл».
Предчувствие несчастья у него было. На снимке, сделанном за 15 минут до полета — просто обреченный человек. Трагическое выражение лица. И, уезжая в Париж, он сказал жене: «Роза, там будет очень тяжело».
А сохранился он после аварии лучше всех, наверное потому, что находился позади командира экипажа, но голова стала совершенно седой. Нашли только туловище без рук и без ног.
По официальной версии катастрофы именно кинокамера, выпавшая из рук Бендерова могла заклинить штурвальную колонку. Однако, при пикировании непривязанного инженера и кинокамеру неизбежно должно было прижать к потолку кабины. Единственной его виной в происшедшем стало согласие на изменение программы последнего полета.
Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (г.Москва).
Награжден орденами Ленина и «Знак Почета»; медалями «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «XX лет победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «В память 800-летия Москвы», «За безупречную службу» I и II степеней.
Источники информации:
- «Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах» / Близнюк В., Васильев Л., Вуль В. и др., М., «Московский рабочий», 2000 /
- ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ САМОЛЕТА Ту-144 / Виталий МЕЛИК-КАРАМОВ, Огонек, №3 (4630) январь 2000 /