Митронин Александр Фёдорович

1915-1964

А.Ф.Митронин

А.Ф.Митронин

Лётчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник (1956).
Родился 27 октября (9 ноября) 1915 года в селе Кашаевка Пачелмского района Пензенской области. Детство и юность провёл в городе Сочи Краснодарского края.
В армии с 1935. В 1938 окончил Сталинградскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком-инструктором (до марта 1941). В 1944 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского.
Участник Великой Отечественной войны: в 1943 был на боевой стажировке на фронте.
С декабря 1944 по декабрь 1960 – работал в ГК НИИ ВВС на должностях ведущего инженера по летным испытаниям и летчика-испытателя. С июля 1958 – начальник 2-го отдела. Провёл госиспытания Як-200 (1953), Ил-28 перехватчик (с ТРС-190), испытания по отработке посадки Ил-28 с одним двигателем, по отработке бездвигательной посадки на Ту-16 (1956). Участвовал в госиспытаниях 3М (1956), Ту-16.
С декабря 1960 – в запасе.
С 25 января 1961 – лётчик-испытатель, а с 23 марта 1961 — начальник ЛИС ОКБ О.К.Антонова. Участвовал в испытаниях Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24. В 1961 на самолёте Ан-10А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 500-км замкнутом маршруте (730,616 км/ч).
Летал и проводил испытания на самолетах: По-2, Р-5, СБ, Пе-2, Ту-2, Си-4БА, Ут-2, Ту-6, Б-25, Як-3, Як-11,Ту-8, Ту-12, Як-17, Ту-14, Си-47, Ту-4, Ю-388, МиГ-15, Як-200, Як-12, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-28, Ту-16, Ту-104, Ту-95, 3М, М-4, Ан-8, Ан-8РУ, Ан-10, Ан-10А, Ан-12, Ан-14, Ан-24. Общий налет — 3 213 часов, из них испытательный — 1 189 часов.
Погиб 16 сентября 1964 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ан-8РУ (2-й пилот – А.М.Цыганков).
В августе 1958 г. из сборочного цеха выкатили первую серийную машину Ан-8. В 1959-м летчики-испытатели И.Е. Давыдов и Н.А.Шаров начали заводские испытания серийного самолета.
В августе начались государственные испытания, проводившиеся на серийной машине № 9340305 (бортовой № 92). Ведущий инженер Лысенко, летчик А.Я.Брыксин, штурман Алексеев. 30 октября государственные испытания завершились с положительным результатом.
При эксплуатации в строевых частях вызвала нарекания недостаточная энерговооруженность самолета, которая не позволяла продолжать взлет с аэродромов третьего класса в случае отказа одного из двигателей.
Низкую энерговооруженность пытались компенсировать установкой стартовых ускорителей.
Опытная машина Ан-8РУ представляла собой серийный самолет Ан-8 № 133470, в хвостовой части которого установили два пороховых ускорителя СПРД-159 тягой по 4300 кг каждый. Доработка была выполнена в 1963 г. на Ташкентском авиазаводе по инициативе конструктора антоновского филиала Х.Г.Сарымсакова и при поддержке самого ОКБ. Цель — повысить взлетную массу самолета до 42 т с сохранением его скороподъемности при взлете с одним отказавшим двигателем. Машина прошла совместные ВВС и ГКАТ государственные испытания.
Однако 16 сентября 1964 г. в 16 ч 45 мин на аэродроме Гостомель, где находится летно-испытательная и доводочная база ОКБ им. О.К.Антонова, при взлете с имитацией отказа двигателя Ан-8РУ потерпел катастрофу. Через 20 сек после начала взлета на скорости 220 км/час были включены оба ускорителя, а еще через 6 сек на скорости 264 км/час стоп-краном отключен левый двигатель. Однако воздушный винт автоматически не зафлюгировался и перешел на режим авторотации. Экипаж не смог парировать прогрессирующие из-за несимметричной тяги крен и скольжение (не хватило рулей). На удалении 1850 м от старта самолет с левым креном 70-80о столкнулся с землей и взорвался.
Погибли все члены экипажа: А.Ф.Митронин (командир), А.М.Цыганков (второй пилот), В.Н.Попов (штурман-испытатель), П.С.Мельниченко (бортрадист), Н.А.Петрашенко (бортмеханик), Б.Л.Склярский (инженер-экспериментатор), Г.С.Карпинский (инженер-экспериментатор).
Это была первая катастрофа в ОКБ О.К.Антонова. Работы по Ан-8РУ не возобновлялись.
Жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области, с 1961 – в Киеве. Похоронен в городе Щёлково, на Гребенском кладбище.
Награждён 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

  • Крылья Антонова (История летных испытаний) / В.А.Ткаченко, — Киев: Издательство «КВЩ». — 2005 /
  • Восьмерка. Первый «летающий кит» Антонова. / В.М. Заярин, «Авиация и время» № 4/1996 /
  • «Летающий кит». О самолете Ан-8. / Н. Якубович, «Крылья Родины» № 6/1996 /
  • Биография, составленная А.А.Симоновым

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *