Шихина (Занозина) Розалия Михайловна

1927-1965

Р.М.Шихина

Р.М.Шихина

Летчик, доктор технических наук, заслуженный мастер спорта СССР.
Родилась 3 января 1927 года.
Окончила МАИ в 1950 году. Лётчица-спортсменка Центрального аэроклуба имени В.П.Чкалова. В 1958 году прославленная летчица и инструктор ЦАК А.И.Бодрягина называла ее “королевой слепого полета”.
Абсолютная чемпионка СССР по самолетному спорту (1961, 1963, 1964), победительница Чемпионата мира по высшему пилотажу (1964).
Многократная участница авиационных парадов.
В 1964 году начала готовиться к выполнению рекордных полетов в Центральном аэроклубе при содействии конструкторского бюро А.С. Яковлева.
Прошла теоретическую и практическую подготовку в КБ.
Защитила кандидатскую диссертацию, а затем продолжила учёбу в аспирантуре МАИ и получила учёную степень Доктора технических наук.
Вспоминает Марина Попович:
«Летный талант, отличная техника пилотирования, исключительная дисциплина Аллы Шихиной выдвинули ее в ведущую группы пилотажного расчета 1961 года. Впервые в истории воздушных парадов ведущей большой пилотажной группы была назначена спортсменка. Прежде ведущими были летчицы, прошедшие войну и имеющие не одну тысячу часов налета: Герой Советского Союза М.И.Чечнева, заслуженный мастер спорта А.И.Бодрягина. Воздушный парад 1961 года проходил в тяжелейших метеорологических условиях. Шихина приняла решение: разомкнуть строй и тем самым сделать полет более безопасным. Все фигуры от начала и до конца были выполнены точно, в размеренном ритме, спокойно, без волнений. За участие в параде 1961 года группа женщин-летчиц была награждена орденом «Знак Почета».
Через месяц после парада Шихина на всесоюзных соревнованиях становится абсолютной чемпионкой Советского Союза по трем упражнениям. Серьезная и глубокая подготовка к полетам способствовала росту ее мастерства, шлифовке ее таланта. В короткие сроки она становится летчиком мирового класса. Она была отмечена девятнадцатью медалями. Из них десять — золотые. Среди женщин-летчиц ей не было равных. У немногих мужчин были лучшие результаты, чем у Шихиной».
Не менее лестна оценка заслуженного летчика-испытателя СССР, в прошлом известного летчика-спортсмена Б.А.Орлова: «Я видел, как после трудного силового пилотажа крепкие ребята тяжело выбирались из кабин Як-18П и брели в тенек, полежать на травке, а тоненькая Алка Шихина, долетавшаяся до аварийного остатка на таком же пилотаже, легко выскакивала из «Яка» и бежала к Порфирову с просьбой дать ей еще полетик…»
В 1962 году она стала одной из 58 женщин, которых отобрал ЦК ДОСААФ и направил на медицинскую комиссию в ЦВНИАГ — то есть на «космическую» комиссию. Розалия не прошла медицинскую комиссию. Как и Марина Попович, которая вспоминает:
«В 1964 году Алла становится абсолютным чемпионом Советского Союза по акробатическому пилотажу. В этом же году она стала победительницей состоявшегося в Испании чемпионата мира по высшему пилотажу и вернулась домой с золотой короной.
В том же году вместе с Аллой мы начали подготовку к полетам на побитие мировых рекордов. Главный конструктор Александр Сергеевич Яковлев любезно предоставил нам возможность пройти на его фирме всю теоретическую и практическую подготовку. Нам выделили комнату для занятий. Нашими консультантами А.С. назначил своих заместителей и предупредил, что сам лично будет принимать у нас экзамены.
Ведущие инженеры по системам самолета и двигателя удивлялись эрудиции Шихиной и глубине ее знаний. Она очень быстро и легко разбиралась в графиках, формулах и с радостью делилась своими знаниями.
Для одних, в том числе для меня, Алла была выдающейся летчицей. Другие ценили в ней инженера-аэродинамика, талантливого и энергичного научного работника, обладающего ясным умом. Третьи — виртуозного программиста. Она мгновенно разбиралась в перфорированных карточках вычислительных машин и на ходу могла изменять программу и исходные данные расчета. Казалось, эта женщина самой природой создана для исследовательской работы. Трудно представить себе другого человека, кто бы отважился поставить и довести до практического использования ту задачу, которую решила она.
Если говорить языком аэродинамики, Шихина «разбила» винт вертолета на маленькие кусочки-элементы, выразила их цифрами, а затем снова собрала их в виде математической модели уже на вычислительной машине. Столь современной математической модели винта не удавалось сделать никому ни в Советском Союзе, ни за рубежом.
Профессор, доктор технических наук Л.С.Вильдгрубе говорил о Шихиной как о дерзновенном ученом.
Эта женщина, — сказал он, — обладала острым умом и большой научной инициативой. Я помню ее дипломницей МАИ. Специальная часть ее дипломного проекта посвящена разработке теории вертолета с крылом. В то время (1950 год) это было одно из первых исследований по этому вопросу, и оно было опубликовано в изданиях ЦАГИ.
Шихиной принадлежат первые результаты изучения характеристик несущих винтов на режимах большой относительной скорости полета. Ею был сделан фундаментальный вклад в решение проблемы аэроупругости лопастей несущего винта. Это исследование легло в основу диссертации, за которую ей была присуждена ученая степень кандидата технических наук. Ее оппоненты предлагали несколько расширить диссертацию и настаивали на присвоении ей докторской степени. Шихина отказалась от этого предложения и для защиты докторской диссертации решила взять совершенно новую тему.»
В 1965 году Шихина (по мужу — Занозина) пролетела на Як-32 над мерной базой 15-25 км со скоростью 775 км/час, установив мировой рекорд скорости по классу легких самолетов с реактивными двигателями.
Погибла 8 сентября 1965 года в полёте на Як-30 с заслуженным летчиком-испытателем В.М.Волковым.
При слишком энергичном выполнении элеронной бочки, на которую самолет не был испытан, произошло разрушение консолей крыла. Шихина, привыкшая к тяжелому управлению по элеронам на Як-18, не успела освоить очень легкое управление Як-30.
Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награждена орденом «Знак Почёта» (1961).

Источники информации:

  • Жизнь — вечный взлет / Т.Кожевникова, М.Попович, Москва. «Молодая гвардия», 1972 /
  • «Записки летчика-испытателя» / Б.А.Орлов, Москва, «Мануфактура», 1999 /
  • Судьбу самолета решили политики / Ю.Засыпкин, Л.Берне, Авиация и космонавтика №1 2003 /

Помогали:

  • С.С.Еремин
  • А.А.Симонов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *