Томашевский Аполлинарий Иванович

1890-1926

А.И.Томашевский

А.И.Томашевский

Заслуженный лётчик СССР (1925).
Родился 23 июня 1890 года в Дубенском уезде Волынской губернии (ныне — Украина).
В 1910 году поступил механиком в авиацию. В 1914 г. окончил Петербургский аэроклуб. В 1916 г. — школу морских лётчиков в городе Баку, оставлен инструктором.
Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.
В августе 1916 г. командирован на завод Щетинина ПРТВ (г.Петроград), где провёл испытания первого в мире бронированного морского истребителя — летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича.
С сентября 1918 г. в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага. Попал в плен, и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г.
С февраля 1919 г. — военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта. С июля 1919 по март 1920 г. — командир 30-го авиаотряда 4-й Армии. Участник боев с белоказаками. В июле — сентябре 1920 служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.
После гражданской войны работал на Севере. Вернувшись в Москву, начал деятельность лётчика-испытателя в ГВФ. Испытал один из первых советских экспериментальных самолётов — тяжёлый триплан «КОМТА» (1923). Поднял в небо (8 февраля 1924) и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1, первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (26 ноября 1925), второго АНТ-3 (Р-3, 1926).
Участник первых советских перелётов. С экипажем на АК-1 выполнил перелёт по маршруту «Москва—Нижний Новгород—Казань» и обратно (10-22 июля 1924). Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта по маршруту «Москва—Улан-Батор—Пекин» на самолёте АК-1 (июнь 1925).
В июле 1926 года на самолёте АНТ-4 установил 2 мировых рекорда продолжительности полёта с грузом: 2 июля — полёт с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч 15 мин, 10 июля — за 12 ч 4 мин самолёт пролетел 2000 км с грузом 1075 кг.
Первым из лётчиков участвовал в зверобойных промыслах на Белом море — на самолёте Юнкерс J-13 «Промбанк» выполнил разведку стойбищ тюленей и моржей (4 марта 1926).
2 ноября 1926 г. застрелился (по словам его дочери, его очень мучили головные боли — последствие ранения).
Награждён 2 орденами Красного Знамени (1919, 1925). Почётный гражданин города Самары.
В Самаре именем Томашевского назван тупик.

Источники информации:

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *