Иванов Василий Гаврилович

1916-1969

В.Г.Иванов

В.Г.Иванов

Герой Советского Союза (9.09.1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (7.10.1959), полковник (1955).
Родился 28 февраля (13.03) 1916 (по документам — 28.02.1916) в деревне Сосновка ныне Вяземского района Смоленской области. В 1930-1931 работал трактористом МТС в деревне Телепнево (Вяземский район Смоленской области). С 1931 жил в Москве. Работал грузчиком, фрезеровщиком на заводе шлифовальных станков. В 1933 окончил 7 классов школы, в 1935 — Октябрьский аэроклуб г.Москвы. В 1935-1938 был в нём лётчиком-инструктором.
В армии с января 1939. В 1939 окончил Борисоглебскую ВАШЛ. Служил в строевых час­тях ВВС (Московский ВО).
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-августе 1942 — заместитель командира авиаэскадрильи 27-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе ПВО г.Москвы, на Брянском и Сталинградском фронтах. Участвовал в обороне Москвы и Сталинграда. 8.08.1942 был тяжело ранен в воздушном бою и продолжительное время находился в госпитале. В феврале-августе 1943 — командир авиаэскадрильи 165-го истребительного авиационного полка (Центральный фронт). Участвовал в Курской битве. Всего совершил более 350 боевых вылетов на И-16, МиГ-3, «Харрикейне» и Ла-5, в воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 6 самолётов противника.
С сентября 1943 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1957-1959 — начальник 1-го отдела, с 1959 — заместитель начальника 1-го Управления). Провёл госиспытания Як-9М (1944), Як-3П (1945), Як-9В (1945), Як-9С (1945), Як-9П (1946), МиГ-9УТИ (1948), МиГ-9М (1948), СМ-2 (1953), МиГ-19 (1954-1955), МиГ-19С (1955-1956), СМ-30 (1957), Су-15 (1963-1964). Участвовал в госиспытаниях МиГ-9 (1947), Ла-200 (1950-1951), Ил-40 (1954), МиГ-19П (1955), Су-17, Як-25РВ-1 (1961), Ту-128 и других самолётов. Провёл испытания прицела АСП-1Н, испытания по аварийному сбросу фонаря на Як-11, испытания МиГ-15 и СМ-2 на штопор; испытания первого отечественного катапультного кресла на МиГ-9ЛЛ.
По воспоминаниям С.А.Микояна, «Иванов прекрасно летал и очень хорошо практически разбирался в технике, обладал богатой интуицией и, приобретя опыт, стал отличным испытателем. В понимании технических проблем, возникающих при испытаниях, он часто не уступал инженерам, а то и подсказывал им. Иванов воспитал многих замечательных летчиков-испытателей.
Как летчик-испытатель, он был такого же уровня, что и Сергей Николаевич Анохин, …но не думаю, что мягкий Анохин был таким командиром и воспитателем летчиков, каким был Иванов. »
Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 8 мая 1969 года. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (9.09.1957, 16.10.1957), 3 орденами Красного Знамени (28.10. 1941, 29.04.1954, 22.07.1966), орденами Отечественной войны 1-й (20.09.1947) и 2-й (5.06. 1945) степени, 2 орденами Красной Звезды (2.05. 1949, 30.04.1954), медалями.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *