Мельников Сергей Николаевич

1959-2010

С.Н.Мельников

С.Н.Мельников

Герой Российской Федерации (7.03.1995), Заслуженный летчик-испытатель РФ (28.12.1998), майор (1996).
Родился 7 июля 1959 года в г.Жуковский Московской области. Отец, Николай Степанович, — преподаватель МАИ, профессор, доктор технических наук, работал заместителем начальника ЛИИ им.М.М.Громова. В 1976 году окончил среднюю школу №7. В 1976-1977 годах работал лаборантом в Лётно-исследовательском институте.
С 1977 года в армии. В 1981 году окончил Ейское высшее военное училище летчиков. Проходил службу в строевых частях ВВС в г.Гянжа (Азербайджан): летчик, старший летчик, командир звена. С 1986 года – в запасе.
В 1987 году окончил Школу летчиков-испытателей (ШЛИ МАП).
С 1987 — на летно-испытательной работе в ОКБ «Сухой».
В 1989 году без отрыва от основной работы окончил Московский авиационный институт.
Выполнял программу испытаний первой категории сложности самолетов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Су-35, а также многофункционального истребителя корабельного базирования Су-33.
Участвовал в испытаниях и сдаче на вооружение самолетов палубного базирования Су-33 и Су-25УТГ. В 1989 году он был включен в группу летчиков-испытателей «ОКБ Сухого», направленных в г.Саки на наземный взлетно-посадочный комплекс «НИУТКА». Перед ними была поставлена задача проведения наземных испытаний по трамплинному взлету и посадке с торможением аэрофинишером с зацеплением за трос самолета Су-27К (Су-33).
Отработал всю программу испытаний, возложенную на него, выполнив более 500 посадок на аэрофинишер с различными вариантами заправок топливом и подвесок вооружения. Опыт, накопленный в результате испытаний, в дальнейшем позволил ему разработать методику и обучить строевых летчиков 279 Корабельного истребительного полка технике посадки на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». Со своей задачей справился блестяще, за что 7 марта 1995 года был удостоен звания Герой России.
29 апреля 1999 поднял в небо (в качестве второго летчика) и затем провел испытания Су-27КУБ. Первым в России выполнил 100 и 200 посадок на палубу авианосца.
В октябре 1995 года, при отработке складывания крыла в режиме предельных ветровых нагрузок на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов», был поврежден левый крыльевой топливный бак самолета Су-33, что потребовало ремонта исключительно в заводских условиях. Впервые в мировой практике палубной авиации С.Н.Мельников осуществил взлет на самолете с вытекающим из крыла топливом с палубы стоящего у причала крейсера. В штатных условиях взлет истребителя может проводиться только с палубы движущегося с определенной скоростью корабля. В результате проведенной беспрецедентной операции самолет в аварийном состоянии в сложных метеоусловиях практически при отсутствии видимости был перебазирован из бухты Ведяево на аэродром города Североморска, а после устранения течи — в город Жуковский для ремонта.
В конце 1995 — начале 1996 года в качестве летчика-испытателя принимал участие в четырехмесячном автономном первом боевом походе авианосца «Адмирал Кузнецов», где провел испытания систем вооружения, применяемых на истребителе Су-33, и подтвердил широкие боевые возможности.
В условиях боевого похода тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в 1995-1996 годах в Северном, Норвежском, Средиземном морях, Атлантическом океане С.Н.Мельников провел большой объем испытаний самолета Су-33 в сложной гидрометеообстановке при шторме до 6 баллов и предельно допустимой качке корабля, что позволило в дальнейшем обеспечить полеты строевым летчикам Морской авиации Военно-Морского Флота.
Первым поднимался в воздух на Су-33 на боевое дежурство в открытом океане для выполнения автономных полетов на предельные расстояния от авианосца без запасных аэродромов, в условиях радиомолчания, независимо от метеоусловий.
В экстремальных условиях сумел избежать покидания самолета и сохранил дорогостоящий истребитель, осуществив уникальную посадку на палубу авианесущего крейсера в открытом море при обрыве трех приемных тросов аэрофинишера из четырех штатных и невозможности быстрой замены тросов на палубе корабля в темное время суток.
В Средиземном море неоднократно вылетал на перехват американских и израильских самолетов, стремящихся приблизиться к авианосцу «Адмирал Кузнецов». Своими умелыми действиями и маневрами завязывал учебный воздушный бой, вынуждая иностранных летчиков удалиться от места проведения учебно-тренировочных полетов строевых российских летчиков, осваивавших взлет и посадку на палубу корабля.
С.Н.Мельников личным примером и мужеством, методической подготовкой в значительной степени помог летному составу Морской авиации Военно-Морского Флота в освоении корабельного самолета Су-33 и принятии его на вооружение Воздушных Сил Российской Федерации, которое состоялось в 1998 году.
29 апреля 1999 года С.Н.Мельников совместно с летчиком-испытателем В.Г.Пугачевым впервые поднял в воздух опытный учебно-боевой истребитель корабельного базирования Су-33УБ, являющийся прообразом самолета пятого поколения для морской авиации. Первый полет, имевший беспрецедентную длительность 45 минут вместо обычных 10-15 минут, благодаря мужеству и отваге высокопрофессиональных летчиков-испытателей, подтвердил многие характеристики самолета в широком диапазоне применения. При этом работа была выполнена в присутствии высшего командования Военно-Морского Флота и многочисленных представителей средств массовой информации.
В 2003 году, являясь опытнейшим летчиком по морской тематике, в том числе инструктором, выполнил сопровождение от ОКБ Сухого подготовки летчиков авиации Северного Флота, в том числе молодых, впервые готовящихся к корабельным взлетам и посадкам, в Крыму на комплексе «НИТКА» и на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов».
С 2001 года работал заместителем начальника лётной службы ОКБ имени П.О.Сухого, продолжал лётно-испытательную работу. Одновременно являлся депутатом Жуковского городского Совета депутатов.
В 2005–2007 годах периодически привлекался для подготовки летчиков и облета самолетов и корабельного оборудования после длительных перерывов в работе авиации Северного Флота.
В 2003–2009 годах, являясь ответственным руководителем от ОКБ Сухого, занимался непосредственной подготовкой летных экипажей и проведением авиасалонов «МАКС», а также международных выставок в Ле Бурже (Франция), Ланкави (Малайзия) и Джухае (КНР). Участвовал в испытаниях самолетов Су-30 и его модификаций, авиационных комплексов Су-24М и Су-34.
В 2007–2008 гг. проводил в составе группы летчиков-испытателей ОКБ Сухого обучение летчиков военно-воздушных сил Алжира и Малайзии, закупивших самолеты семейства Су-30МКИ в рамках военно-технического сотрудничества.
В 2008 году впервые, а затем в 2009 году, в качестве командира экипажа самолетов Су-30МКМ и Су-30МК2, провел уникальные испытания по дозаправке наших истребителей в воздухе от танкера НАТО КС-130 «Геркулес» с новым унифицированным подвесным агрегатом заправки (УПАЗ) в неисследованном до этого диапазоне скоростей.
В ноябре 2008 года, на завершающем этапе подготовки авиагруппы Военно-Воздушных Сил Северного Флота (ВВС СФ) к выполнению задач боевой службы на ТАВКр «Адмирал Кузнецов», С.Н.Мельников вновь проявил высочайший профессионализм, мужество и отвагу, лично перебазировав на авианесущий крейсер палубные истребители Су-33 в условиях полярной ночи, чем обеспечил в дальнейшем успешное выполнение особо важного мероприятия.
В 2009 году, в рамках военно-технического сотрудничества с Индонезией, направлялся в длительную зарубежную командировку для обучения летного состава инозаказчика полетам на сверхманевренном истребителе семейства Су-30МКИ.
За время летной работы освоил более 40 типов летательных аппаратов. Имел налет более 2900 часов, из них 2000 часов -испытательные.
Умер 5 сентября 2010 года. Похоронен на Быковском кладбище в городе Жуковский Московской области.
Награждён орденом Почёта (04.02.2002), медалями и имел благодарности от руководства ОКБ и командования ВМФ России.

Источники информации:

  • Мельников Сергей Николаевич / Герои страны /
  • Мельников Сергей Николаевич / ОАО «Компания «Сухой» /
  • Такая у них работа — учить самолеты летать / Г.Марченко, Вестник Авиации и космонавтики №4 2000 /
  • Мельников Сергей Николаевич / клуб «Чегетия» /
  • «Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды…» / «ШЛИ со временем» /

18 комментариев

  1. Миша:

    Вечная память

  2. Илья:

    Родина, теряет своих героев а вот найдет ли снова вот в чем вопрос?. Вечная память русскому летчику Мельникову С.Н. Видел его работу в живую дух захватывало.И словами В.С. Высоцкого «Небо его обитель».

  3. Надо признать — Сергей Николаевич Мельников — великий летчик современности! Его уникальные деловые профессиональные качества, сочетаются не только с инженерным и научным талантом, но и с исключительной душевностью, добротой к людям.Хотя я знал и общался с ним 22 года и в научных лабораториях, и на корабле, и на «Нитке», он кажется для меня инопланетянином. При нашей разнице в возрасте — я на 34 года старше него, благодаря его отзывчивости, остроумию и юмору с ним я всегда казался себе его сверстником. Желаю,чтобы его дети -Лана, её сестра и Тимур- сохранили качества, унаследованые от отца. Вечная ему память!

  4. Илья:

    Родина своих Героев найдет. Я в это верю! Слава Героям!

  5. Павел Борисов:

    Вечная память хорошему человеку и пилоту.

  6. Катя:

    А мне очень жалко его дочку Юлю и младшего брата! У Юленьки сегодня День Рождение! Я её поздравляю! Я С Юлей учусь в одной школе!!!

  7. Завгородний Геннадий:

    Зайдя на сайт, с прискорбием узнал о смерти Сергея.Я знал его с курсантских времён.В 906 УАПе я был лётчиком-инструктором, он курсантом.Последний раз мы встречались на 60 лет полку. Прекрасный был человек.Очень жаль,так рано от нас ушёл.Моё собалезнование родным и близким.Вечая ему память.

  8. Не знал я Сергея Мельникова..Но на МАКСАх с 97-го по 2003-й видел все полеты..Может,и Сергей там летал..Мир авиации тесен..Мой друг-КВС, летчик-испытатель ГЛИЦа, хорошо знал Тимура Апакидзе..Думаю, знал он и Серегу Мельникова..Друг тоже не вернулся из полета.. Я из тех испытателей, которые уже не учились у Владимира Петровича Масленникова.. Деньги, понимаешь..Затраты..Рынок..Но у меня конспект из ШЛИ.По нему и учился.Заочно.
    Жаль..По всему видно, просто ушел Человек. Летчик. Порядочный, умный..Да и просто красивый мужик..Помним…

  9. В 97-м мы пришли на Жуковского замученые с Юго- Востока Азии..Авиация некогда Великой Авиа Державы пыталась вернуть былое.( О чем с горечью говорил и Мельников ).Только это был экипаж «хохлов». Некогда Великую страну летчиков..Поделили..
    Мельников на » Нитке» работал!?.Работал..Я щас с семьей там катаюсь..
    На отдых.. Коньячок..Жена в ..»Все прошло….О семье думай..
    Простите, пацаны..Стыдно будет завтра..
    А я еще полетаю..Классные фото С.Н. Мельникова в бандане..

  10. У меня был Друг- Сергей Николаевич..Перед каждым испытательным полетом он обходил машину, как того было предписано..А я уже был пристегнут, экипирован..Он говорил: Ну,что, профессор, готов»?
    Готов!!
    Он был тезкой Мельникова..И ШЛИ они заканчивали вместе..Африка забрала его..
    Такая вот история..
    С УВ. San-Diego.
    Семье Мельникова С.Н.- экипажи испытателей- помнят…

  11. Знал Сергея Николаевича со своего детства ( с начала 90х ), во время прохождения испытаний Су-27К у нас в Североморске, лет 14 мне тогда было, летом с аэродрома не вылезали, полеты смотрели. Батя тогда еще на Ту-16 летал, готовился переучиваться на Су-24, дружны они были сильно.
    Вечная память Человеку.

  12. Он был НАСТОЯЩИЙ!

  13. Сергей:

    Вечная память великому человеку и авиатору!

  14. альберт:

    Он пришел к нам в общежитие МАИ в 97-м году, была у нас там организована встреча с нами, тогда еще студентами. Пришел, рассказал как работает, на чем летает, без пафоса, без снобизма. Квочур отказался от приглашения, а Сергей Николаевич взял и приехал. Душевный очень человек, спасибо ему. Потом уже по жизни и по работе встречал ученых, испытателей, космонавтов и отмечу, что у этих людей, влюбленных в свое дело, отношение к людям точное такое же, как и у Сергея Николаевича, тогда, на встрече, в 97-м. Запомнил еще надпись на бардачке его машины «Моя вторая машина-самолет».

    1. Александр:

      А машина случайно не Мерс 190,2.5.Так у него на бардачке была наклейка,-МОЯ ВТОРАЯ МАШИНА-ИСТРЕБИТЕЛЬ.В 98-летом Апакидзе и 2 пилота приезжали к нам в щтаб,в Севастополь,договариваться насчет топлива на НИТКУ,обратил внимание,что пилоты явно не военные,стрижки,не наши летные комбезы.Видимо,ребята работали в Саках.

  15. Лидия Сикорская:

    Мне очень жаль, что Сергей отказался от операции тогда, когда был шанс. Мы с ним уже начали общаться, когда ничего нельзя было сделать. После его смерти, я изменила полностью свою жизнь. И первое, что я сделала — пошла в аэроклуб. Я благодарна этому Человеку с большой буквы за то, что он научил меня понимать разницу в понятиях
    » выживать» и «жить»! И не просто жить, а жить достойно!

  16. РУСТАМ:

    СЛАВА ОТЦУ И РОДИНЕ, ВОСПИТАВШИХ ТАКОГО СЫНА.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *