Топонарь Владимир Анатольевич

род.1957

В.А.Топонарь

В.А.Топонарь

Летчик-испытатель 1 класса, полковник.
Родился в 1957 году в п.Рассыпное (Донбасс). Поступил в Харьковский авиационный институт на факультет двигателестроения (вечернее отделение).
В армии с 197?. В 1980 окончил Черниговское ВВАУЛ имени Ленинского комсомола. Служил в строевых частях ВВС. Командир авиазвена, старший летчик.
В 1989 году окончил ЦПЛИ.
С 1989 — на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. Участвовал в государственных испытаниях Су-27.
С 199? — на летно-испытательной работе в ГАНИЦ (Феодосия). С 1995 участник пилотажной группы «Украинские соколы». Выступал на авиашоу в Англии, Словакии, Турции, Румынии.
Налет 1903 часа, освоил 30 типов самолетов и вертолетов.
27 июля 2002 года пилотируемый им Су-27УБ потерпел катастрофу на авиашоу на аэродроме Скнылив во Львове, посвященном 60-летию 14-го авиационного корпуса военно-воздушных сил Украины. На поле собралось около 10 тыс. зрителей. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа истребитель Су-27УБ резко изменил траекторию, задел стоящий на земле Ил-76 и врезался в толпу. Погибли 77 человек, из которых 27 – дети. Позже пострадавшими признали 543 человека, 10 остались инвалидами. Экипаж катапультировал второй пилот — летчик 1 класса Ю.Егоров за 1,5 с до касания земли.
Самолёты, подготовленные к воздушному шоу, дислоцировались на базе Озёрное в Житомирской области. На старте не запустился двигатель основной машины, которую заправили шестью тоннами топлива из расчёта долететь до Львова, выполнить высший пилотаж и вернуться обратно или сесть на запасной аэродром. Пилоты пересели в запасной самолёт, который оказался заправленным девятью тоннами керосина. Лётчиков явно торопили, время поджимало: над Скниловом они должны были появиться в чётко определённое время, и слить лишнее горючее перед вылетом техники просто не успевали.
По словам Топонаря: «Основная причина падения самолета — резкий недобор левым двигателем необходимой мощности. Из-за этого появился так называемый «разнотяг», то есть тяга левого двигателя оказалась намного меньше тяги правого. Это случилось при выполнении «полубочки». Самолет очень слабо наращивал скорость и не выходил из пикирования, поэтому пришлось выйти на критические углы атаки (на допустимых избежать столкновения с землей было уже невозможно). В такой ситуации самолет управляется плохо — крен увеличивается, теряется высота. И тогда я принял единственное, на мой взгляд, правильное решение — решил бороться до конца, вплоть до касания самолетом земли с возможным последующим отрывом от нее, чтобы увести машину от летного поля. Руки от управления не убирал, и мы остались живы только благодаря Егорову, который в последнюю секунду привел в действие катапульту.» Большое количество жертв было вызвано тем, что зона пилотажа находилась прямо над зрителями. При падении самолет зацепил колючую проволоку, которая буквально «косила» зрителей.
24 июня 2005 года осужден на 14 лет лишения свободы с выплатой 150 тыс. грн. государству.

Источники информации:

  • Трагедия асов пилотажа / Д.Попович, «Ведомости» /
  • В небе над «Скниловым» не было даже тренировки — топлива не хватило / В.Колычев, «Facty i kommentarii «. 18.04.2003 /

24 responses to “Топонарь Владимир Анатольевич

  1. Алгоритм развития аварии следующий: на третьем проходе над ВПП начинает терять тягу левый движок. Бочка выполняется с глубокой просадкой. СЗ сигнализация по непонятной причине на отрабатывает, пилоты остаются в штатном пилотаже. После подсказки Егорова «поворачивай» и команды Яцюка «поворот» Топонарь доворачивает влево на аэродром и сваливается с виража. Выкручивается противоштопорным маневром «энергичная управляемая бочка в сторону сваливания», включает полный форсаж, начинает разгонять машину в пикировании. Ввод из-за недостатка высоты — малорадиусный, на предельных перегрузках, с частичной потерей линейной скорости. Левый движок запаздывает с формированием тяги, появляется кап по асимметрии тяговых импульсов, машину несет и кренит влево… Все остальное — от лукавого.

  2. Основной и главный виновник той трагедии, вор и подонок Кучма Л.!!!

  3. Тоже странно Любое нарушение работы ГТРДФ фиксируется приборами Троекратно!

  4. т господа — он именно ВИ-НО-ВЕН!
    И именно тем, что уже ПОНЯВ, что с движком что-то НЕ так — он всё-таки ПРОДОЛЖИЛ полёт! БОЯСЬ нарушить волю Командира…
    ( как и в Камране…)

    Так шо — не надо…ля-ля…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *