
1910-1986
Герой Советского Союза (3.02.1953), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), полковник (1949), заслуженный мастер спорта СССР (1950).
Родился 1 апреля (19.03 по ст.ст.) 1910 года в Москве. Работал укладчиком шпал на железной дороге, слесарем в ремонтных мастерских. В 1929 окончил автомобильные курсы, работал шофёром.
В 1930 окончил Московскую планерную школу, в 1931 — Высшую лётно-планерную школу (Коктебель), в 1932 — Центральную лётную школу Осоавиахима, в 1935 — Высшую парашютную школу.
В 1931-1935 — инструктор Высшей лётно-планерной школы. 2 октября 1934 выполнил эксперимент по испытанию планера «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. Установил 2 всесоюзных планерных рекорда. Выполнил экспериментальный прыжок с парашютом со сверхнизкой высоты (100 м) методом срыва.
В 1935-1940 занимался подготовкой лётчиков и парашютистов в Турции. В 1940-1941 работал в Центральном аэроклубе командиром планерного звена, отряда, авиаэскадрильи.
В армии с декабря 1941. С декабря 1941 по июнь 1943 — командир лётно-испытательного отряда Опытно-испытательного полигона ВДВ (Медвежьи Озёра). Выполнил подлёты и первый полёт (2.09.1942) на планере А-40, предназначенного для десантирования лёгкого танка Т-60 по воздуху. Провёл испытания планера А-7 на штопор (1942), испытания планера Гр-29 (1942), испытания по буксировке самолёта за самолётом.
Участник Великой Отечественной войны: в 1942-1943 — командир лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады (Калининский фронт). Совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планерах А-7, Г-11 и КЦ-20. 18 марта 1943 выполнил единственный (за всю историю войны) взлёт на планере Г-11 с партизанского аэродрома.
С июня 1943 по август 1962 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо и провёл испытания «302П» в планерном варианте (9.10.1943), Як-7Б с ПВРД ДМ-4с (15.05.1944), Як-ЗПД (1945). Провёл исследования по влиянию перегрузок на организм и работоспособность лётчика в полёте (1944-1945).
17 мая 1945 во время проведения контрольных испытаний Як-3 на прочность получил тяжёлые ранения, в результате которых потерял левый глаз. В декабре 1945 вернулся на лётно-испытательную работу.
Поднял в небо и провёл испытания Як-19/2 (6.06.1947), Як-25 (первый) (2.11.1947), МиГ-15/2 (5.04.1948), Як-30 (первый) (8.09.1948), Як-23УТИ (29.03.1949), Як-50 (первый) (9.08.1949), Як-20/2 (20.04.1950), планеров А-13 (1958), А-15 (26.03.1960), «Амур» (1961). Поднял в небо и начал испытания Як-25 (14.07.1952). Провёл испытания ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (1947-1948), Су-15 («П») (1949), МиГ-15 на штопор (1951), КС (1951-1953), МиГ-19 на динамический потолок (1953), испытания по дозаправке МиГ-15бис от Ту-4 (1954-1955), испытания Ту-104 на устойчивость и управляемость (1958), Ту-16 на срыв и сваливание (1959), МиГ-21Ф на штопор. Принимал участие в испытаниях Су-11 (1947), Су-12 (1947), Як-16 (1947), И-215 (1948), Ла-174 (1948), И-320 («Р-2») (1950), проекта «Бурлаки» (буксировка МиГ-15бис за Ту-4) (1951), Як-11У (1951), Як-18У (1951), Ту-104 (1956), Як-26 (1956), СМ-30 (1957), Як-28 (1958), Як-30 (1960), Як-32 (1961), планера КАИ-17 (1962).
3 июня 1949 года покинул с парашютом аварийный Су-15 («П»).
21 декабря 1960 совершил парашютный прыжок из Ту-16ЛЛ. Возникла критическая ситуация, и экипаж был вынужден покинуть самолёт. Фонарь командира не сбросился, и катапульта из-за блокировки не сработала. Анохин хладнокровно отсоединил парашютный фал от своего катапультного кресла, вылез из кабины через сброшенный фонарь второго пилота (им был Г.Н.Захаров), схватился за антенну, идущую вдоль фюзеляжа, и, скользя по ней, миновал зону воздухозаборников двигателей, отделился от самолёта и раскрыл парашют.
В 1962-1964 работал заместителем начальника лётно-испытательного комплекса ЛИИ по методическим вопросам. С февраля 1964 — в отставке. Работал в ОКБ-1 (НПО «Энергия»): начальником методического отдела (1964-1974), начальником сектора НПО «Энергия» (1974-1977), заместителем командира отряда космонавтов — ведущим инженером (с 1977).
Жил в Москве. Умер 15 апреля 1986 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Сталинская премия 2-й степени (1953). Награждён 3 орденами Ленина (25.07.1949, 3.02.1953, 31.03.1980), 2 орденами Красного Знамени (19.06.1943, 31.07.1948), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (16.09.1945, 20.09.1947, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (31.07.1961), медалями (в том числе -медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени), китайской медалью. Удостоен диплома Тиссандье (ФАИ, 1956).
Его именем названы улица в Жуковском и малая планета. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Анохин Сергей Николаевич / Герои страны /