Архипенко Владимир Васильевич

род.1943

В.В.Архипенко

В.В.Архипенко

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.12.1991), лейтенант запаса (1971).

Родился 1 декабря 1943 года в городе Каменск-Уральский Свердловской области. В 1959-1961 работал слесарем-лекальщиком на заводе.
В 1967 окончил Харьковский авиационный институт. Занимался парашютным и планерным спортом в Харьковском аэроклубе. В 1967-1972 – бортинженер-испытатель ОКБ О.К.Антонова. Занимался самолётным спортом в Киевском аэроклубе. В 1971 окончил экстерном Калужскую центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ, в 1972 — Луганский учебный авиационный центр. В 1972-1974 – пилот транспортного отряда Киевского авиазавода. В 1973 окончил Кировоградскую школу высшей лётной подготовки ГА, в 1975 – Школу лётчиков-испытателей.
С мая 1975 по 1995 – на лётно-испытательной работе на ЭМЗ имени В.М.Мясищева (в 1988-1995 – старший лётчик-испытатель). Поднял в небо и провёл испытания ВМ-Т с 2ГТ (кислородным баком РН «Энергия») (15.03.1982; 2-й пилот), М-17/3 (20.03.1985), М-55/2 (31.07.1990). Провёл испытания пушечного вооружения и оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса для борьбы с высотными аэростатами на Ту-16ЛЛ. Участвовал в испытаниях 3М с крылатыми ракетами КСР-5, провёл ряд испытательных работ на Ил-22, Ил-38, Ил-78. В составе группы лётчиков-испытателей МАП оценивал возможность ручной стыковки с космическим кораблём «Союз».
В качестве ведущего лётчика-испытателя выполнил большой объём конструкторских и совместных Государственных испытаний на высотных самолётах М-17 «Стратосфера» и М-55 «Геофизика». Является инициатором применения в системе жизнеобеспечения этих самолётов скафандров, значительно повышающих работоспособность лётчика при выполнении продолжительных высотных полётов. Летал на устойчивость, управляемость, на предельные режимы, определение характеристик полёта и посадки с выключенными двигателями, испытывал навигационные системы, САУ, оценивал устойчивость при выполнении стрельб на больших (около 20.000 м) высотах, исследовал устойчивость работы двигателей для расширения их возможностей на высотах, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации. Демонстрировал самолёты ОКБ на международных авиасалонах.
12 апреля 1985 года при выполнении испытательного полёта на М-17, оказавшись в исключительно сложных условиях из-за отказа материальной части, благополучно произвёл посадку с неработающим двигателем на запасном аэродроме, сохранив самолёт невредимым. В 1990 установил 7 мировых авиационных рекордов высоты, скороподъёмности и скорости на самолёте М-17.
За время лётной работы освоил 25 типов ЛА, налетал 4.800 часов (из них 1.700 – на испытания). Совершил 303 парашютных прыжка.
Живёт в Москве.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (7.08.1986), медалями.

№ рекорда Дата Тип Класс Наименование рекордов (результат)
1
2
28.03.1990 М-17 C-1-i, гр. III Высота полёта (21.830 м)
Высота горизонтального полёта (21.830 м)
3 30.03.1990 М-17 C-1-i, гр. III Скорость полёта на 100-км замкнутом маршруте (589,00 км/ч)
4
5
6
06.04.1990 М-17 C-1-i, гр. III Время набора высоты 9.000 м (5 мин 46,54 с)
Время набора высоты 12.000 м (7 мин 41,21 с)
Время набора высоты 20.000 м (21 мин 57,95 с)
7 18.04.1990 М-17 C-1-i, гр. III Скорость полёта на 500-км замкнутом маршруте (734,30 км/ч)

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.3 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, Авико пресс, 1999 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *