Махалин Александр Васильевич

1946-2017

А.В.Махалин

А.В.Махалин

Заслуженный лётчик-испытатель РФ (19.10.1996), капитан.
Родился 27 января 1946 года в г.Москве. С 1961 года занимался в планерном аэроклубе.
В армии с 1964. В 1966 совершил первый вылет на реактивном самолете. Окончил Оренбургское ВВАУЛ им. И.С.Полбина в 1968. Служил в 9-м Гвардейском ракетоносном минно-торпедном полку (г.Североморск).
В 1976 г. закончил ШЛИ МАП. В 1979 г. окончил МАИ.
С 1976 по 1996 — на лётно-испытательной работе в ОКБ имени А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-22М3 (20.06.1977; 2-й пилот).
В 1986 г. ему присвоен 1-й класс летчика-испытателя.
В 1989 г. катапультировался с Ту-22М3 (2 летчик — С.Б.Абрамов) после пожара двигателя.
Утром 9 сентября 1994 года летающая лаборатория Ту-22МЛЛ из ЛИиДБ АНТК имени А.Н.Туполева и Ту-134, принадлежащий ЛИИ имени Громова, выполняли совместный полет по программе исследования состояния пограничного слоя при обтекании в полете доработанного крыла Ту-22МЛЛ. Эта летающая лаборатория была создана на базе Ту-22М3 для изучения обтекания ламинарный профилей как в диапазоне чисел М=0,85-0,9, так и сверхзвуковом. В полете с идущего параллельным курсом на минимальном удалении самолета Ту-134 велась съемка на тепловизор (в инфракрасном диапазоне) процесса обтекания. Предыдущая съемка в мартовском полете оказалась неудачной из-за большого расстояния между самолетами. В данном полете экипаж Ту-134 летчика-испытателя В.В.Павлова подошел к идущему на автопилоте объекту съемки на удаление 10-15 м, попав в зону критического сближения, при котором столкновение по законам аэродинамики практически неизбежно. Поздно осознав опасность, экипаж Ту-134 попытался отвернуть машину, но в 11:07 на высоте примерно 3000 м произошло столкновение двух воздушных судов, в результате которого у Ту-134 были значительно повреждены стабилизатор и киль и он рухнул на землю северо-восточнее Егорьевска, унеся жизни 7 человек.
Экипаж летчика-испытателя А.В.Махалина (2 летчик — Б.И.Веремей) после столкновения сумел совершить посадку поврежденного Ту-22М3 на своем аэродроме.
Освоил 28 типов самолетов.
Жил в г.Жуковский. Умер 5 марта 2017 года. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

  • Сборник «ШЛИ со временем» / статьи В.Радишевской и В.К.Александрова, Жуковский, 1999 /
  • «Летчики-испытатели. Туполевцы» / Амирьянц Г.А., М.: Кучково поле, 2008 /

6 комментариев

  1. Михаил:

    Улётный курс лётного

    В 1993 году Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков —
    эта замечательная кузница летных кадров — завершило свой боевой путь. Горечь от этого непродуманного решения не заживает до сих пор.
    В августе 2011 года, в год 90-летия ОВВАКУЛ, на встрече выпускников 1968 года Александр Махалин поведал своим однокурсникам о том, что он собирает материал о жизни их курса. А затем планирует издать две книги – одну о курсантских годах и вторую – о судьбах выпускников.
    Выпуск 1968 года… Обычный рядовой, как тогда казалось, курсантский выпуск.
    Свою первую книгу фотозарисовок о жизни этого курса заслуженный летчик-испытатель Александр Васильевич Махалин назвал «Улетный курс». (Улетный — очень хороший, превосходный.)
    В содержании сборника четко определены основные этапы курсантской жизни – войсковой приемник, от первого курса и до выпуска. По словам автора, «Улетный курс» — это краткая хронологическая летопись жизни курсантов, прошедших путь от абитуриентов до лейтенантов ВВС СССР, причём в оригинальном изложении – путём комментариев к фотографиям его героев.
    Интересен сборник и с исторической точки зрения. Автор поместил фотографии Оренбурга 60-х годов, где запечатлены улицы и здания такими, какими их увидели абитуриенты ОВВАУЛ 1964 года.
    Александр Махалин вспоминает, что через нижний этаж казармы, где размещался войсковой приемник, в тот год прошло около двух тысяч юношей, мечтавших покорять небо. После строгого отбора курсантами стали только 150! Вот это конкурс – 1 к 13!
    Кадры любительских фотосъёмок запечатлели курсантские будни, которые и легли в основу увлекательного сборника-альбома Александра Махалина. «Улетный курс» — это экскурсия в далекое курсантское прошлое длиной в 1618 дней и ночей.
    Дорога в небо к великому разочарованию молодых парней в гимнастерках с голубыми погонами началась не с аэродрома, и даже не учебных аудиторий, а с тривиальной картошки. Сезон уборки картофеля запечатлен на 24 фотографиях. И не удивительно – это первая самостоятельная командировка, первые тяготы воинской службы. Именно здесь подружились ребята, начал формироваться улетный курс. Только после двух месяцев пребывания на картошке приступили к освоению избранной профессии. Это всё подтверждено фотодокументами.
    Отдельные страницы альбома посвящены первому космонавту планеты, выпускнику училища Юрию Алексеевичу Гагарину. Да как же по-другому? Ведь курсант Гагарин по этим же улицам ходил, эти же предметы изучал. Вряд ли отыщется оренбургский курсант, который хотя бы раз не сфотографировался у гагаринского МиГ-15.
    Много в книге фотографий, на которых запечатлены офицеры-командиры, преподаватели учебно-летного отдела (УЛО) и, конечно же, летчики-инструкторы. Б.Н. Рыбальченко, В.Л. Мазо, Н.И. Козубенко, Ю.А. Комаров, Л.Ф. Дроздов, М.С. Лейзерзон…. Этих первых командиров-наставников хорошо помнят многие поколения выпускников училища.
    Всё мы здесь видим – теоретические занятия, первые прыжки с парашютом и полеты на учебном Л-29, а потом и на боевом самолете Ил-28.
    Не забыты и знаменитые «Вылетные». Им посвящена песня, поистине ставшая гимном курсантов всех авиационных училищ страны. Авторами её были курсанты Е. Объедков и А. Цветков.
    Книга заканчивается фотографиями с «голубого карантина» — времени ожидания приказа Министра обороны о присвоении лейтенантского звания и о распределении курса по лётным частям. Вот география того распределения – части ВВС, флота — Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты. Нет такого уголка СССР, где бы ни служили выпускники ОВВАКУЛ.
    Среди командиров частей, соединений и объединений Военно-воздушных сил есть немало выпускников 1968 года. Это генерал-лейтенант Иван Федин – Командующий Авиацией ВМФ, генерал-лейтенант Николай Мордовалов – командующий Авиацией Северного флота, генерал- лейтенант Валерий Бумагин – Командующий Авиацией Тихоокеанского флота, генерал-майор Николай Абрашкин – Заместитель Командующего по боевому применению Авиации Балтийского флота, генерал-майор Анатолий Бирюков – начальник Центра боевой подготовки лётного состава Авиации ВМФ… Такого количества военачальников не было и уже никогда не будет среди выпускников лётных училищ.
    В мае 1979 года совершил подвиг выпускник училища 1968 года капитан Виктор Кубраков. В аварийной ситуации, при отказе материальной части, он сделал всё возможное, чтобы спасти экипаж и жителей посёлка, на который падал самолёт. Виктор пожертвовал своей жизнью. Указом Президиума Верховного Совета СССР он посмертно награжден орденом Красного Знамени.
    Нельзя не сказать и о карьере составителя сборника и автора текстов к фотографиям Александре Махалине. После окончания училища он служил в 9-м Гвардейском ракетоносном минно-торпедном полку. В 1976 году окончил школу летчиков-испытателей министерства авиационной промышленности и перешёл на лётно-испытательную работу в ОКБ имени А.Н.Туполева. В 1979 году окончил МАИ. Освоил 28 типов самолетов. В 1996 году удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ». Награждён орденом Красной Звезды, медалями.
    Несомненное достоинство книги – её дизайн. В этом большая заслуга члена союза художников Российской Федерации Юрия Рарова, тоже курсанта улетного курса.
    «Улетный курс» — это поистине коллективная фотолетопись. Фотографиями из личных архивов поделились Колобов В.К., Мамонтов Е.Ф., Кузора В.Н., Темьяновский А.В., Филатов В. Д., Гущин Н.В., Лязгин А.С. и многие другие. Спасибо всем! Ребята, без вас не было бы этого замечательного сборника.
    Написана ещё одна страничка летописи Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков.
    Эта книга – подарок для тех, кто учился на этом курсе, а также для всех, кому дорога история прославленной Оренбургской летки.
    Экземпляр уникального издания подарен автором Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской.

    Михаил Адер

  2. Людвиг Лучинский:

    Рад за однокашника,а вспомнить есть что,хотя прошло не мало лет.Вано Федину,Толе Бирюкову-особый привет,отличные были ребята,учились в одном отделении.Живу в Днепре,жизнь у нас суровая,20лет делят власть и конца этому не видно, а у холопов чубы трещат.В общем как из фильма беллые прийдут-грабят,красные прийдут-грабют,только унас синие и желто-блокидные.Л.Лучинский lluchinsi-igl@mail.ru

  3. Умер 5 марта 2017 года.

  4. Похоронен на Преображенском кладбище в Москве.

  5. Алексей:

    Москва.Преображенское кладбище.19-й участок

  6. «Тихий лётчик
    (посвящено духу пилота)

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди с милостью Божьей!
    Иди туда, где самолёты садятся на полосу,
    Когда заканчивается день и опускается ночная тьма,
    И шасси оставляют глубокие следы на вечной земле.

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди с миром в сердце!
    Хотя твой путь будет одиноким,
    Такое путешествие тебе знакомо,
    Того, чьи годы охватывают сушу и море,
    Так долго без передышки.

    Брат, тихий лётчик, доблестный друг,
    Иди в вечный покой!
    Пусть шторма накатываются, а ветра дуют,
    Не стирая в вышине
    Твой светлый след на небе свободы,
    Пока твой курс был на запад».

    Очевидно, что этот перевод выполнил сам Александр Васильевич, прекрасно знавший английский… — Взято с сайта ФОРУМ ПОИСКОВЫХ ДВИЖЕНИЙ — К.Б. СТРЕЛЬБИЦКИЙ .

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *