1914-2006
Герой Советского Союза (22.07.1966), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1960), полковник (1955).
Родился 6 февраля (24.01 — ст.ст.) 1914 года в селе Верхняя Яйва ныне Александровского района (по другим данным — в селе Усть-Сурмог ныне Соликамского района) Пермского края. В 1934 окончил 3 курса Уральского горного института.
В армии с августа 1934. В 1937 окончил Оренбургскую ВАШЛ, оставлен в ней лётчиком-инструктором. В марте-мае 1941 лётчик-инструктор Сталинградской ВАШЛ.
С мая 1941 по ноябрь 1951 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Поднял в небо и провёл испытания 2-го экземпляра МиГ-3 с М-82 (25.08.1941), И-222 («ЗА») (5.07.1944), И-225 («5А») (21.07.1944). Участвовал в испытаниях МиГ-3, И-220, И-250, Ту-4. Провёл испытания Ла-5 (1942), ряд испытательных работ на И-153, ЛаГГ-3, МиГ-9, МиГ-15, Пе-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1941 — лётчик 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи (ПВО г.Москвы). Совершил 11 боевых вылетов на МиГ-3 для защиты неба столицы.
9 августа 1944 г. во время определения границы высотности на номинальном и максимальном режимах работы двигателя на высоте 7000-7500 м начался пожар из-за обрыва главного шатуна второго цилиндра мотора АМ-42Б №02. На высоте 2000-1500 м летчик А.П.Якимов покинул горящую машину с парашютом, получив при этом ожоги.
2 апреля 1946 года в полете на Ла-7 на высоте 2 км возник сильный пожар. Летчик сбросил фонарь, выбрался на борт и покинул горевший самолет с парашютом.
10 апреля 1951 года при сближении с бомбардировщиком-танкером Ту-2 двигатель истребителя МиГ-15 заглох. На подходах к аэродрому невозможно было сесть на живот из-за небывалого половодья. А посадка на аэродром (без двигателя) затруднялась тем, что аэродром был забит самолетами и, в частности, громадами Ту-4, готовившимися к первомайскому параду. Летчик остался жив благодаря своему летному мастерству и реакции, сумев после «посадки» направить самолет в насыпь песка на краю огромного котлована, где он и остановился в немыслимом положении — фонарем в сторону насыпи. Но от мощного удара почти сработал механизм катапультирования летчика. Вторично за последние несколько минут жизнь летчика повисла на волоске, поскольку катапультирование в землю никаких шансов на спасение уже не оставляло. Но спасло какое-то чудо: боек пиропатрона остановил свое движение у самого края.
С ноября 1951 по 1954 — лётчик-испытатель ОКБ-30 (г.Москва). Провёл испытания радиолокационной станции на Ил-12Д (1953), скоростного планера-мишени (1952-1953), десантного варианта Ту-4 (1953), различных модификаций Ли-2.
С 1954 по апрель 1971 — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева (в 1960-1971 — начальник лётной службы ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания Ту-114 (15.11.1957), Ту-104Е (1960). Провёл испытания по дозаправке Ту-16 (1954-1955) и Ту-95 (1961); испытания двигателя НК-6 на Ту-95ЛЛ (1961). Участвовал в испытаниях Ту-16, Ту-95, Ту-95ЛАЛ (1961), Ту-134 и их модификаций.
С апреля 1971 — в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 10 марта 2006 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (3.11.1959, 22.07.1966), орденами Красного Знамени (5.11.1954), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (29.04.1944) степени, 5 орденами Красной Звезды (20.09.1947, 31.07.1948, 15.11.1950, 12.07.1957, 31.07.1961), медалями. Почётный гражданин города Жуковский.
Источники информации:
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. “Авиационный печатный двор”, 2001 /
- Алексей Якимов: от Ла-5 до Ту-22 / Г.А.Амирьянц /