Агапов Сергей Тимофеевич

1932-2006

С.Т.Агапов

С.Т.Агапов

Герой Советского Союза (12.08.1982), заслуженный лётчик-испытатель СССР (13.08.1976), майор (1969), мастер спорта СССР международного класса (1983).
Родился 24 сентября 1932 в деревне Варваровка (ныне не существует, территория Хвалынского района Саратовской области) в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1955. С 1933 жил в городе Горький (ныне — Нижний Новгород). В 1949 окончил Горьковскую спецшколу ВВС.
В армии с августа 1949. В 1952 окончил Омское ВАУЛ и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный). Был на лётно-инструкторской работе: в Омском ВАУЛ (1952-1953), в Энгельсском (Тамбовском) ВАУЛ (1953-1957), в Камышинском ВАУЛ (1957-1959). С июня 1959 — в запасе.
В 1960 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 — Московский авиационный институт.
С декабря 1960 по 1988 — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-128ЛЛ (сентябрь 1964), Ту-160 (18.12.1981; 2-й пилот), Ту-160/2 (6.10.1984). Провёл испытания Ту-128М (1970-1972), Ту-144Д (1974-1978); испытания Ту-134А, Ту-154 и Ту-16К на критических режимах; испытания ракет К-80 на Ту-104 (1961; 2-й пилот), выполнил большой объём испытательных работ на Ту-144.
В 1971 при испытаниях Ту-154 на больших углах атаки самолет попал в плоский штопор. С углов атаки около 18-20 градусов машина пошла на «подхват». Машина свалилась на левое крыло и вошла в плоский штопор с левым вращением вокруг хвоста. Попытки Агапова вывести машину из штопора оказались безуспешными. В это время борт-инженер доложил, что зашкалила температура бокового двигателя, сначала одного, а потом — и другого. Оба боковых двигателя были немедленно выключены. «Третий, центральный, на малом газу — не трогай, — приказал Агапов. — Даже если он зашкалит и будет гореть. Иначе нам труба!» Вывести машину из штопора удалось лишь в последний момент с помощью противоштопорного парашюта.
В 1983 установил 14 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на Ту-144Д (для ФАИ машина была заявлена как самолет «101»). Так 13 июля Ту-144Д с грузом 30 т. показал среднюю скорость на замкнутом 1000-км маршруте 2031,55 км/ч, а 20 июля — достиг высоты 18200 м.
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 4 мая 2006. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён орденами Ленина (12.08.1982), Трудового Красного Знамени (22.09.1972), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Герои Советского Cоюза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. — М.: Воениздат, 1988 /
  • Агапов Сергей Тимофеевич / Герои Страны /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *