Веремей Борис Иванович

1935-2002

Б.И.Веремей
Б.И.Веремей

Герой Советского Союза (13.06.1984), заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1978), майор (1968), мастер спорта СССР международного класса.
Родился 25 декабря 1935 года в посёлке Мишеронский ныне Шатурского района Московской области. Сын Героя Советского Союза генерал-майор И.Н.Веремея (1915-1998). Детство и юность провёл в Твери и Москве. В 1953 окончил 10 классов школы и 1-й Московский городской аэроклуб.
В армии с ноября 1953 года. В 1955 окончил Армавирское ВАУЛ. Служил в авиации ПВО (Бакинский округ ПВО). С марта 1961 — в запасе.
В 1962 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
С июля 1962 по июнь 1965 — лётчик-испытатель Казанского авиазавода. Испытывал серийные Ту-16, Ту-22 и их модификации.
В 1964 году в полете на серийном Ту-22, за 400 км до аэродрома посадки (аэродром Мачулищи), на высоте 10000 м и при скорости полета 1000 км/ч в техническом отсеке фюзеляжа самолета произошел взрыв баллона с жидким кислородом. Машину от взрыва с большой перегрузкой и креном более 50 градусов забросило на высоту более 12000 метров. В результате взрыва была разрушена значительная часть обшивки и часть силовых элементов фюзеляжа, вырвало контейнер с спасательной лодкой. Элементы конструкции самолета попали в воздухозаборники двигателей, что вызвало разрушение лопаток компрессора ТРДФ ВД- 7М и, как следствие, привело к сильной тряске и падению тяги двигателей на 70%. В дополнение большая часть пилотажно-навигационного оборудования вышла из строя. В этой ситуации Борис Иванович проявил все свое мастерство и выдержку, сумев произвести посадку на ближайшем военном аэродроме под Минском.
С июня 1965 по 2000 год — лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-22М (30.08.1969; 2-й пилот), Ту-22М/2 (1969), Ту-22М1 (28.07.1971), Ту-22МЕ, Ту-160 (18.12.1981), головного Ту-160 Казанского авиазавода (10.10. 1984), Ту-144ЛЛ (29.11.1996; 2-й пилот). Провёл испытания Ту-22М на больших углах и критических режимах, Ту-22М1 на прочность и на флаттер, Ту-134 на режимах сваливания. Участвовал в испытаниях Ту-16К, Ту-22, Ту-124, Ту-128М, Ту-134, Ту-142ЛЛ, Ту-144, Ту-154 и их модификаций.
30 июля 1974 при выполнении испытательного полета на Ту-22М2 (КК — Б.Л.Львов) по программе прерванных и продолженных взлетов, после отрыва самолета с одним работающим двигателем (второй двигатель был выключен на разбеге согласно задания) была произведена вынужденная посадка вне аэродрома ЛИИ МАП. Из-за столкновения с совхозным трактором, стоявшим без «экипажа» в поле, передняя часть самолета вместе с кабиной оторвалась и, пропахав борозду, остановилась, сохранив жизнь экипажа.
Установил 36 мировых авиационных рекорда (из них 12 — вторым пилотом): в 1983 — 14 рекордов (вторым пилотом) скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-144Д, в 1989 — 22 рекорда высоты, скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-160.
Жил в Москве. С 2000 года работал в ОКБ имени А.Н.Туполева инженером-методистом. Умер 6 февраля 2002 года. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами Ленина (13.06.1984), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (27.03.1996), Октябрьской Революции (27.09.1976), Красной Звезды (22.09.1972), медалями.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его именем назван один из самолётов Ту-160.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР ( А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 )
  • «Салют учителю» — Б.И.Веремей / А.Докучаев, «Красная звезда» (Москва). 09.02.2002 /
  • Первый пилот Ту-160 / «Авиация и космонавтика» №3 2006 /

2 комментария к “Веремей Борис Иванович”

  1. Уважаемые модераторы и посетители сайта!
    Кто убирает шасси и закрылки на Ту-22м (как и на многих других самолетах)? Ответ : правый летчик. Почитайте изложенное по адресу http://litfile.net/web/494437/446000-447000 — автор предлагает совершенно противоположный взгляд на происшедшее. Не хочу порочить память достойного человека, но истина дороже. Судя по всему, Львов Б.Л. в данной ситуации оказался на высоте!

    Ответить
  2. Извините, но все команды на уборку шасси и механизации дает командир корабля. И когда самолет начал снижаться, правый летчик -инструктор , в данном случае -правый летчик подсказал командиру корабля: «выпусти механизацию, сто рублей дам» На что командир сказал: » ничего-ничего! Сейчас раскочегарится!»вместо того, чтобы дать команду выпустить механизацию и изменить эффективную кривизну профиля и добавить подъемной силы самолету при выключенном двигателе. Полет был приемно-сдаточный, Львов был командиром от ВВС, а штурман методично отсчитывал высоту, которая уменьшалась до столкновения с землей. И это был не первый полет Львова на этом самолете. Именно этот полет сначала показал Веремей Львову, когда тот был правым пилотом.

    Ответить

Оставьте комментарий