Муравьёв Александр Андреевич

род.1937

А.А.Муравьёв

А.А.Муравьёв

Герой Российской Федерации (17.11.1992), заслуженный лётчик-испытатель СССР (12.08.1982), майор.
Родился 8 апреля 1937 года в Москве. Детство и юность провёл в городе Химки Московской области. В 1954 окончил 10 классов школы и 3-й Московский городской аэроклуб.
В армии с ноября 1954. В 1955 окончил 15-ю ВАШПОЛ (город Уральск), в 1956 — Армавирское ВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Закавказский ВО). С ноября 1965 — в запасе.
В 1967 окончил Школу лётчиков-испытателей.
С ноября 1967 по июль 1998 — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл большой объём работ на самолётах-истребителях по тематике института. Одним из первых провёл исследования путевой устойчивости на опытных самолётах-лабораториях Су-7ЛЛ с дестабилизатором и Су-9ЛЛ с декилём. Проводил полёты на расширение прочностных ограничений на МиГ-25Р и Су-27. Провёл испытания Су-25 на штопор, испытания МиГ-21БИС и Су-24 на режимах сваливания, испытания Су-27 на устойчивость и управляемость, силовых установок МиГ-29 и Су-24. Выполнил ряд испытательных работ на Ан-12, Ан-24, Ил-76.
30 мая 1974 — катапультирование из МиГ-25. На высоте 20 000 метров при числе М=2,2 отказала гидросистема, и самолет перестал управляться. Машина с заклиненным стабилизатором опустила нос и стала разгоняться, несмотря на то, что летчик, немедля, начал убирать газ и выпускать тормозные щитки (последнее оказалось бесполезным, поскольку давление в гидросистеме отсутствовало). Вскоре скорость машины по прибору дошла до 1300 км/ч при ограничении — 1200 км/ч (истинная скорость самолета превышала 2000 км/ч). Наконец, скорость уменьшилась до 1050 км/ч; шарнирные моменты поменяли положение стабилизатора так, что появился кабрирующий момент. Машина стала подымать нос и несколько притормозилась. Потом скорость вновь стала нарастать, и Муравьев вынужден был потянуть держки катапульты. Потянул — фонарь ушел, а он сам остался в кабине. Потянул второй раз — когда очнулся, над ним уже был раскрытый купол парашюта. За мгновение до катапультирования на огромной скорости пилота прижало к креслу пятикратной перегрузкой. А через две с половиной секунды после катапультирования машина вышла на перегрузку 12,5 и рассыпалась.
9 июня 1976 — катапультирование из Су-17М. «Я гнал горизонтальную площадку на максимальной скорости. Должен был по программе изменить режим работы двигателя. Однако вследствие чрезмерных деформаций хвостовой части самолета и из-за масляного голодания, очевидно, заклинило главный подшипник двигателя, и начался очень быстро распространяющийся, так называемый, титановый пожар. Этого я в полете не успел узнать, поскольку уже через полторы секунды после этого происшествия меня заставил катапультироваться сильный удар головой о бронезаголовник — спас защитный шлем, у которого был разбит полностью светофильтр, — а также подтолкнули к энергичным действиям быстрые и неприятные изменения перегрузки. Высота полета была при этом 900 метров», — рассказывал Муравьев.
15 августа 1992 года — катапультирование из Су-7ЛЛ. Через несколько минут после успешного показа катапультирования манекена из самолета-спарки Су-7 на малой высоте в рамках демонстрационных полетов Мосаэрошоу-92 летчик покинул самолет из-за отказа управления и оказался в больнице с серьезной травмой позвоночника.
В 1986-1991 — заместитель начальника Школы лётчиков-испытателей по лётной части.
Живёт в городе Химки Московской области.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени (10.03.1981), «Знак Почёта» (11.10.1974), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Летчики-испытатели / Амирьянц Г.А., — М: Машиностроение. 1997 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *