Большаков Алексей Васильевич

1910-1999

А.В.Большаков

А.В.Большаков

Летчик-испытатель 1 класса (17.09.1943), майор (1939).
Родился  31 марта 1910 года в городе Новосибирске, в семье рабочего. В 1926 г. окончил неполную среднюю школу, в 1927 г. — строительную школу, после чего работал штукатуром.
С 1929 г. в армии. Поступил в Вольскую военно-теоретическую школу летчиков, после окончания был направлен в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1931 г. После окончания служил в строевых частях ВВС.  В 1937 году окончил высшую школу воздушной стрельбы и высшего пилотажа (г.Одесса). В 1938 году старший лейтенант А.В.Большаков был инструктором по технике пилотирования 118-й истребительной авиационной эскадрильи ( 92-я авиационная бригада Московского военного округа ).
Участник боевых действий в Китае: с 14 марта по 24 августа 1938 года в составе авиагруппы Е.М.Николаенко участвовал в боях с японской авиацией. Летал на И-15БИС, командовал эскадрильей. Выполнил 16 боевых вылетов (боевой налёт — 65 часов), в составе звена сбил 3 истребителя типа И-96 ( A5M ). В 1939 г. участвовал в боевых действиях на Халхин-голе. В декабре 1939 году уволен с воинской службы в запас.
С февраля 1940г. — на летно-испытательной работе на авиазаводе №21 (г.Горький). С 1942 г. участвовал в испытаниях Ла-5, который в 1943 г. демонстрировал перед государственной комиссией в г.Москве, после чего производил показательные полеты в строевых частях. 17 сентября 1943 г государственная комиссия присвоила ему внеочередной 1-й класс летчика-испытателя, министром авиационной промышленности было присвоено звание шеф-пилот завода.
14 февраля 1945 при отстреле оружия на Ла-7 при первых же выстрелах был срезан винт. Большакову пришлось покинуть самолет с парашютом. Расследование аварии показало, что на истребителе ошибочно установили шестерни привода синхронизатора с другой редукцией…
Летал на самолетах: Ансальда; У-1; И-2БИС; И-3; И-4; И-5; И-15; И-16; ИП; И-21; Р-1; Р-5; ЛаГГ-3; Ла-5; Ла-7; Ла-9; Ла-11; Ла-15; МиГ-15; МиГ-17; МиГ-19.
В июле 1956 года завершил летную работу, с 1957 — на пенсии. До конца шестидесятых работал руководителем полетов на АЗ №21 «Сокол». Умер в 1999 году, захоронен в городе Нижний Новгород.
Награжден орденом Ленина (22.02.1939), двумя орденами Красного Знамени (14.11.1938, 19.08.1944), орденом Красной Звезды (21.06.1943) и медалями.

Источники информации:

  • Письмо внука — Максакова А.Е.
  • Письмо А.А.Симонова
  • Но жизнь-важнейший из полетов / Рабочая жизнь, 7.07.1997 /
  • Самолеты С.А.Лавочкина / Н.В.Якубович, – М., Русавиа, 2002 /
  • Красные Соколы

4 комментария

  1. А.В.Большаков

    А.В.Большаков (1986 г)
    Фото прислал Максаков А.Е.

  2. Максаков А.Е.:

    … УТОЧНЕНИЕ…В 1942 году одним из первых летчиков на заводе поднял в воздух самолет конструкции Лавочкина С.А. ЛА-5 (участвовали многие…)

  3. Roman Bolshakov:

    Mой прадед))

  4. Ольга Дементьева:

    Мой дед!

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *