Русакова Нина Ивановна

1915-1997

Н.И.Русакова

Н.И.Русакова

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (7.10.1959), полковник (1955).
Родилась 25(12 — ст.ст.) января 1915 (по документам — 27.12.1915) в селе Сагуны ныне Подгоренского района Воронежской области. В 1933 окончила Воронежский аэроклуб, в 1934 — Воронежский авиационный техникум.
В армии с января 1934. В 1934 окончила Оренбургскую ВАШЛ. Служила в строевых частях ВВС. С 1937 г. командир звена, затем — штурман 27-го истребительского авиационного полка. В конце 1938 года в Чкаловском по приказу командующего ВВС собрали группу военных летчиц в составе М.П.Нестеренко, М.Г.Михалевой, Н.И.Русаковой с задачей готовиться к рекордному перелету по маршруту Хабаровск-Украина. Полет состоялся 28 июля 1940 года на самолете ЦКБ-30 Н-1 (ДБ-3) «Украина».
По воспоминаниям Марии Михалевой «первую часть маршрута: Хабаровск — Рухлово — озеро Байкал-Тайшет экипаж преодолел без особых трудностей. В районе Красноярска самолет попал в зону грозового фронта. За Новосибирском машина начала обледеневать. Срывавшимися кусками льда побило остекление кабины. Турбулентность воздуха была настолько мощной, что тяжелый самолет бросало вверх и вниз, как пушинку. На траверсе Омска из-за сильного обледенения ДБ-3 стал почти неуправляемым: терялась высота — с 6000 м «посыпались» до 1000. На этой высоте удалось вывести машину в горизонтальный полет, но тут остановился левый мотор. Потянули со снижением, поскольку садиться было некуда: кругом болота и озера.
Ситуация осложнялась. Высота всего 50 метров. Внизу мелькают сплошные массивы леса, болот и озер. Но хладнокровие не оставило экипаж и его командира. Вдруг на высоте 50 метров сам собой заработал заглохший мотор. По-видимому, оттаял бензопровод или карбюратор, а сектор газа не убирали: зажигание не было выключено, и винт вращался под напором потока набегающего воздуха. Это приободрило экипаж. За Уралом погода начала улучшаться, прояснилось, можно было надеяться на успешное окончание трудного и утомительного перелета. Однако вскоре на борт поступила радиограмма, в которой указывалась резко неблагоприятная метеорологическая обстановка по всему последнему этапу перелета, в районе Москвы туман, осадки, а по маршруту ветер и семичасовая борьба со стихией, кроме того, вызвали повышенный расход горючего. Учитывая неблагоприятные метеоусловия и риск вынужденной посадки из-за нехватки топлива, экипажу дали команду прекратить полет и посадить машину на подходящей площадке, что и было мастерски выполнено командиром экипажа. Нестеренко благополучно произвела посадку на поле вблизи деревни Исаково Санчурского района Кировской области».
Несмотря на то, что достигнутая дальность (примерно 7000 км) превысила рекордную дальность полета экипажа Гризодубовой примерно на 500 км, о полете официально ничего не сообщалось.
С января 1940 по май 1961 — лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (1940-1950 — эскадрилья спецслужб, с 1950 — 3-е Управление). Провела испытания различного самолётного оборудования на СБ, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ту-2 и других самолётах. Испытала 39 самолетов и 240 систем навигационного, радиолокационного, автоматического наземного и самолетного оборудования. Общий налет 5000 часов, произвела 10000 посадок. Из них — 5 очень сложных вынужденных посадок. Например, вспоминает Нина Ивановна, «мне однажды пришлось сажать самолет, загруженный бомбами. Система сброса оказалась неисправной, одну бомбу перекосило, и освободиться от них оказалось невозможно. Пришлось садиться с полной бомбовой нагрузкой. Самолет посадила, бомбы не взорвались.»
С мая 1961 — в отставке. Жила в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умерла 12 ноября 1997 года. Похоронена в деревне Леониха Щёлковского района.
Награждена орденом Красного Знамени (30.04.1954), 3 орденами Красной Звезды (28.02.1944, 20.06.1949, 15.11.1950), медалями.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором она жила, установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Незасчитанный рекорд / А.Н. Бирюков, «Военно-исторический архив» № 2 /
  • Оренбургское летное / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М., Воениздат, 1976 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *